?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Отрывок из доклада уполномоченного по Баксинскому району Новосибирского округа Ф.Ведрашко от 1930 г.
corporatelie

Помимо спецсводок, докладных записок и других секретных внутренних материалов из документооборота ОГПУ, документов наркомздрава, комендантского отдела НКВД РСФСР, большую ценность для изучения спецссылки и депортаций 1930-1931 гг. представляют сообщения так называемых уполномоченных по коллективизации- низовых функционеров советского аппарата, придававшихся оперативным группам "по раскулачиванию и выселению" на места.

Одним из самых выразительных памятников эпохи подобного рода можно назвать доклад уполномоченного по Баксинскому району Новосибирского округа Сибкрая коммуниста Ф.Ведрашко, непосредственно принимавшего участие в коллективизации и выселении крестьян в одном из сельсоветов Баксинского района зимой 1930 г., через который потоком шли подводы с "кулацкими" семьями. На мой взгляд, данный источник(вместе с письмом рабочего С.А. Иванова, опубликованным в предыдущем посте) можно смело ставить в один ряд со знаменитыми письмами М.А.Шолохова И.Сталину.
Источник был введен  в научный оборот впервые в небольших извлечениях сибирскими историками С.А. Папковым и С.А.Красильниковым. Мне удалось скопировать заключительную часть документа, которая еще никогда не публиковалась.  Сканы в сети публикуются впервые.

Отрывок из доклада уполномоченного по коллективизации в Баксинском районе Новосибирского округа Ф.Ведрашко от 1930 г.

Р-18, оп.1, д.813, 554.jpg

Р-18, оп.1, д.813, 555.jpg

Р-18, оп.1, д.813, 556.jpg

<...>
Всякие попыти критиковать руководство районными работниками усматривается как попытки ослабить бешенный темп выявления кулаков и подрыва их авторитета и ослабление всех остальных мероприятий. Считая, что в момент выполнения всех директив вышестоящих парт. и соворганов не хватает и не может быть никакой критики, попытаемся критиковать, наклеют такой ярлык, что жутко станет жить и отпадет всякая охота к дальнейшей работе.
<...>
Высылка кулаков лечебно действует на проведение сплошной коллективизации. Это бесспорно. Но в тех с/советах и поселках, где до этого не было выявлено кулацких элементов, то сейчас при бешеном темпе выявления кулачества попадает очень много середняков, на что следует обратить особое серьезное внимание, т. е. отдельные середняцкие деревни очень сильно насторожились, так как они не гарантированы, что не подпадут в категорию лишенцев и высылке. Тем более актив деревни под сильным накачиванием райактива начинает ссориться с середняком, благодаря его упорности идти в коллектив или коммуну. Этот особо важный момент нужно серьезно учесть, иначе не на кого будет опереться в своей дальнейшей работе, несмотря, что батрацкий актив растет, но он очень слаб в своей идеологической классовой работе. Он работает до тех пор, пока ты с ними работаешь, а как только перестаешь, то этот актив быстро растворяется под влиянием чуждой пролетариату идеологии <...>
О кулаках и их выявлении.
Если во время хлебозаготовок 1929 г. по Баксинскому району было выявлено кулаков до этого ничтожное количество, то в настоящее время довыявлено их достаточно много. Привожу пример: по Старо-Атузинскому с/совету, во время хлебозаготовки не было ни одного кулака, за исключением двух дворов, обложенных индивидуально дополнительно по сдаче хлеба. В настоящее время, а особенно с представлением Баксинскому району 40 кулацких дворов на высылку, с этого момента начинается бешеный темп по выявлению кулачества, причем в течение нескольких дней по указанному выше Ст.-Атузинскому с/совету выявлено около двух десятков кулацких хозяйств, а этот темп продолжается и в дальнейшем. Несомненно, что в числе этих двух десятков найдутся 20 % кулаков-спекулянтов, торговцев, которые пять лет тому назад были кулаками, а в настоящее время являются середняками, а остальные являются сомнительными кулаками, а их считают кулаками по их идеологии и психологии.
В настоящее время все они лишены права голоса и их имущество взято на учет. Когда эти кандидатуры обсуждали на активе и в группе бедноты и составляли на каждого характеристику, то беднота подходила критически и осторожно, несмотря на это РИК и РК упрекали, что не довыявляем, и не давали достаточно характеристики, так как они зачастую судят о работе актива и уполномоченных по количеству довыявленных кулаков и числу коллективизированных дворов. Такое явление имеется и по другим сельсоветам.
28.11 с. г. мы подняли к отправке своих кулаков по Ст.-Атузинскому с/совету. В этом поселке около 70 дворов, откуда отправили трех кулаков, в том числе кулака Аникина Н. В этом поселке числилось 15 дворов единоличников, а остальные дворы все кумовья, родичи и родня. Все они провожали довольно торжественно и трогательно. Кровь бешено кипела во всех. У нас совершенно не было никакого оружия. Когда подвода тронулась, один из кулаков зашел в хату, схватил первую попавшуюся из шести икон и стал разбивать ее вдребезги. Это был самый жуткий момент отправки кулаков. Старики и старушки дрожали, что осенний пожелтевший лист. Хорошо, что обошлось благополучно. В это время из других районов стали стекаться вереницами сотни подвод с кулаками. Причем в Баксинском районе образовалась пробка. Отчасти по отсутствии помещения и прочей слабой подготовки. Ночью кулаки и их семьи ходили по крестьянским дворам и просили хлеба. При выезде из района 4 марта по дороге встречались десятки, сотни подвод, идущих по направлению к Пихтовке. 5 марта поднялась сильная пурга и, несмотря на это, кулацкие подводы были отправлены в дорогу, так как в некоторых деревнях скопилось до 500 подвод. В эту же ночь, ночуя в 10 верстах от Колывани, некоторые крестьяне рассказывали о жутких картинах, а некоторые женщины просто выражались "это жестокое зверство замораживать в такую погоду детей", говорили, что были даже похороны замороженных детей, отправляемых кулаков, а в некоторых санях лежали по 3-4 замороженных ребенка.
По остальным вопросам напишу дополнительно.

P.S. Участвуя беспрерывно в гражданской войне с 1917 по 1922 г. я не получил такого впечатления, как за эти два месяца моей работы в Баксинском районе по коллективизации и весенней с.-х. Кампании. Это настоящая социальная коренная революция в деревне, только в мирной обстановке.  Она ломает старый быт и старые традиции деревенского уклада и единоличного хозяйства, укоренившиеся веками. Эти традиции еще очень сильны и эта психология еще много дает себя чувствовать благодаря слабой культурно массовой просветительской работы и отсутствия кадров.
Заданные крестьянами вопросы во время докладов, бесед, разговоров.
Эти вопросы записаны в разное время в течении двух м-цев моей работы по с/с и его поселкам по вопросам коллективизации и подготовке к весенной посевной компании. Заданы эти вопросы середняками, бедняками, но только не активом села. Это очень характерно, поэтому считают нужным записывать некоторые из них- конечно далеко не все.
1.Как смотрит советская власть на крестьян?
2.Считает ли соввласть крестьян людьми?
3.Сможем ли мы жить без президента?
4.Какая разница между сплошной коллективизацией и крепостным правом?
5.Проводится ли в городе сплошная коллективизация и обобществление имущества городских жителей?
7.Верно ли всех отправляемых кулаков будут расстреливать?
8.Почему соввласть проводит сплошную коллективизацию?
9.Что будут делать с теми дворами, которые не пойдут в коллектив и коммуну?
10.Сколько у соввласти планов до двора?
11.Почему не выдают товара и мануфактуры за сданный лен и пушнину?
12.Имеет ли мужик право что-нибудь делать без разрешения или указания?
13.Может ли крестьянин продавать все и итти на заработки в город, если он от продажи своего хозяйства вырученные деньги заложит в сберкассу
14.Верно ли , что все государства идут войной на нас?
15.Верно ли, что всех религиозных будут лишать права голоса и имеет ли право религиозный молиться?
16.Верно ли, что все державы протестуют против уничтожения религии в СССР?
17.Может ли мужик высказывать свое мнение и не попадешь на карандаш под категорию кулака?
18.Все эти вопросы часто давались не по существу доклад. Они свидетельствую о той целине и отсутствии всякой культурной просветительной работе в данном районе.
В деревнях газеты выписывают многие, но 99%, их не читают ввиду того, что неграмотны. 90% населения, а классовый враг выпускает всякие нелепые слухи особенно где имеются сектанты, баптисты, евангелисты и пр.твари.
Ведрашко.Верно(подпись)

Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-18.Оп.1.Д.813.Л.554-556.


  • 1
Документ примечательный. А вот это:

"Участвуя беспрерывно в гражданской войне с 1917 по 1922 г. я не получил такого впечатления, как за эти два месяца моей работы в Баксинском районе по коллективизации и весенней с.-х. Кампании."

напомнило следующий отрывок из беседы Николаевского с Бялером и Загорня о его разговорах с Бухариным в 1936-м году:

"... эти разговоры дали мне очень много материалов для выяснения вопроса о корнях и выводах бухаринской концепции "пролетарского гуманизма".
Эта концепция сложилась у Бухарина под впечатлением от принудительной коллективизации и острой борьбы внутри партии, которая с нею была связана. Жестокость, с которою эта коллективизация проводилась, была совершенно исключительной, и когда я как-то заметил, что об ужасах коллективизации за границей известно достаточно много, Бухарин даже рассердился на меня и резко бросил, что все, напечатанное за границей, дает лишь очень слабое представление о том, что творилось в действительности. Бухарин был буквально переполнен впечатлениями от рассказов непосредственных участников кампании по проведению коллективизации, которые были потрясены виденным: ряд коммунистов тогда покончили самоубийством, были сходившие с ума, многие бросали все и бежали куда глаза глядят ...
"Мне пришлось многое видеть и раньше, -- говорил Бухарин, -- в 1919 году, когда я выступил за ограничение прав Чека на расстрелы, Ильич провел решение о посылке меня представителем Политбюро в коллегию ВЧК с правом вето. "Пусть сам посмотрит, -- говорил он, -- и вводит террор в рамки, если это можно... Мы все будем только рады, если ему это удастся!" И я
действительно такого насмотрелся -- никому не пожелаю... Но 1919 год ни в коей мере не идет в сравнение с тем, что творилось в 1930--32 гг. Тогда была борьба. Мы расстреливали, но и нас расстреливали и еще хуже ... А теперь шло массовое истребление совершенно беззащитных и несопротивляющихся людей -- с женами, с малолетними детьми ..."
Но самым худшим, наиболее опасным для судеб революции, с точки зрения Бухарина, были даже не эти ужасы коллективизации, а глубокие изменения во всей психике тех коммунистов, которые, проводя эту кампанию, не сходили с ума, а оставались жить, превращаясь в профессионалов-бюрократов, для которых террор становился обычным методом управления страною и которые были готовы послушно выполнять любое распоряжение, приходившее сверху. "Не люди, -- говорил о них Бухарин, -- а действительно какие-то винтики чудовищной машины"...
Шел процесс, как он определял, настоящей дегуманизации людей, работающих в аппарате советской власти, -- процесс превращения этой власти в какое-то царство "железной пяты" (Бухарин напомнил именно эти слова Джека Лондона) ..." (http://www.lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/buharin.txt)

Да, интересная параллель, спасибо, как всегда, за любопытную ссылку.

Какой жуткий документ... Вот, вроде, в целом всё знаешь верно, а тут сталкиваешься лицом к лицу, и немеешь. Заданные (нераскулаченными или "недовыявленными") типовые вопросы 2, 5 и 12 довольно точно предсказывают всю историю страны будущих 100 лет. ИМХО, конечно.

Еще меня удивил относительно грамотный, но вязкий и тяжелый слог этого документа. А также наивная вера в благость "просветительной работа".

Интересно, какие у коммуниста Ф. Ведрашко были происхождение и образование?

Потрясающе! Грамотный слог - это вот это?

=3.Сможем ли мы жить без президента?=

Чтоа? Без кого? Без президента? И это в 1930-ом году. Всего через 13 лет, после того, как царя не стало.)))

Покуда есть на свете дураки
И жать нам будет стало быть с руки. (с)

(Deleted comment)
Увы, о Ф.Ведрашко лично мне ничего не известно. Не исключено, что его биографию можно попытаться проследить по партийным документам(если они сохранились).

волосы шевелятся от такого чтения. Надо бы этот пост на ротапринте и совать в каждый ящик в России. Как ленинскую б Искру

Я не исключаю что слово "президент" могло использоваться в те времена, но это крайне маловероятно. Потому что сам "президент" совсем не был свойственен России, тем более русскому народу который в большинстве был безграмотен, практически не знал устройство буржуазного мира.

Еще настораживает цитата "В Ленинграде 75% рабочих против советской власти."
Но встает вопрос, кто и когда это подсчитывал? 75% против советской власти--это уже точка кипения при которой мог бы быть настоящий социальный взрыв.
То что при советской власти вспыхивали вооруженные бунты хорошо известно, но в Ленинграде все было спокойно, не было никаких признаков какой-либо нестабильности.

Из других странностей документа выделю "14.Верно ли , что все государства идут войной на нас?".
А что в 29 году были опасения так думать? Все было спокойно, никакой подготовки к войне не было, в СССР никто не вооружался.
Вот еще один странный пункт
"16.Верно ли, что все державы протестуют против уничтожения религии в СССР?"
Жителей глубинки СССР это волновало?

В конце очень удивило вот это--"В деревнях газеты выписывают многие, но 99%, их не читают ввиду того, что неграмотны."
Это опять сухое определение круглыми процентами, неизвестно на каких основаниях. Но неужели это правда?
Но ведь даже при царизме были сельские, церковные, земские школы которые учили хотя бы начальной школе, элементарному чтению.
Читать думаю крестьяне все таки умели, наверное именно поэтому для них и печатали газеты(а зачем же еще?)
Даже я будучи противником царизма не верю что 99% крестьян неумели читать, это сами понимаете уже слишком.

Так что в итоге?
Документ я не могу с точной уверенностью назвать подделкой, это может сделать только эксперт. Но документ очень странный, версия о том что он подделка имеет право на существование.

Что касается утверждения почему ни один документ не признан фальшивкой--все просто, государство(власть) которая взяла курс на очернения истории СССР публикует документы только негативного содержания.
Для их признания фальшивками нужна объективная правохранительная и независимая судебная системы--но ни того, ни другого у нас нет



Edited at 2015-05-17 09:01 am (UTC)

> Из других странностей документа выделю "14.Верно ли , что все государства идут войной на нас?".
> А что в 29 году были опасения так думать? Все было спокойно, никакой подготовки к войне не было, в СССР никто не вооружался.

Газеты почитайте.

Известия, 7 ноября 1930 г.
"Международный кризис, обострения империалистических противоречий и подготовка интервенции против СССР."
http://oldgazette.ru/izvestie/07111930/07111930-2.djvu

Правда, 3 декабря 1930 г.
"У НАС ЛИХОРАДОЧНО ГОТОВЯТСЯ К ВОЙНЕ".
Группа парижских железнодорожников.
...
У нас лихорадочно готовятся к войне. Нам известно о спешной работе по подготовке целого ряда вокзалов для приемки большого числа санитарных поездов. Ведь все это не спроста!
Наши товарищи из местного транспорта рассказывают о переоборудовании автобусов с расчетом на длительные поездки.
Все эти факты вы должны приобщить к обвинительному акту против вредителей. Их работа по ослаблению обороноспособности страны тесно связана с работой нашего генерального штаба по подготовке нападения на Советский союз.

Первый лист автор совершенно "случайно" опускает.

О том чем занимались кулаки на деревне, тоже никто не рассказывает?

О том почему голод в СССР не был регулярным как в Царской России? И куда он пропал после 37-го? В 50-ые, 60-ые, 70-ые, 80-еы, население СССР массово вымирала от недостатка продовольствия, вся клятые колхозы. Десятки миллионов умирали от голода?

О царских казаках проводящих "продразверстки" на селе, и зерне проданном за границу никто не запрашивает документов.
О смертности младенцев 3-4 из 10, и детей до 7 из 10.

Даже в рамках этого блога на все Ваши вопросы уже были даны подробные ответы.

http://corporatelie.livejournal.com/4505.html
http://corporatelie.livejournal.com/1892.html

Умеете сами информацию искать или только риторические вопросы задаете?


Голод после 1937 года был. В 1946-1947 годах, да и 25% убыль лагерного контингента в 1942 году была вызвана в первую очередь острым дефицитом продовольствия.
Зерно за границу, к слову, преспокойно гналось и в 1932-1933, и в 1946-1947 гг. Царская Россия тоже экспортировала зерно в том числе и в голодные годы, что её не красит, но в ней и до людоедства с трупоедством доходили редко, а в Советской России 1933 года подобные случаи фиксировались массово. А зерно продавалось всё равно.

И куда он пропал после 37-го? В 50-ые, 60-ые, 70-ые, 80-еы, население СССР массово вымирала от недостатка продовольствия, вся клятые колхозы.

А в каких странах мира в эти годы вообще был голод с массовыми вымираниями?
Колхозы, к слову, потребности страны в зерне полностью обеспечить не могли. Его импортировали, начиная с Хрущёва. При том, что царская Россия без колхозов была крупнейшим мировым экспортёром зерна, а современная Россия (тоже без колхозов) также является одним из крупнейших его экспортёров. А в колхозный период страна либо периодически вымирала от голода (Сталин), либо закупала зерно за рубежом (Хрущёв и Брежнев).
Может, в колхозной консерватории что-то не так?

О том чем занимались кулаки на деревне, тоже никто не рассказывает?

Ну так вы расскажите, не стесняйтесь. А я вам память освежу: в 1917 издаётся Декрет о земле, производящий уравнительный передел земли по едокам и запрещающий наёмный труд.
Это чтобы вам легче было вспоминать, как угнетали крестьян в конце 20-х годов те кулаки-мироеды, которых в 30-е массово ссылали подыхать с жёнами и детьми в степях и тундре.

Голод 1947? Нет, не слышал!


а остальные являются сомнительными кулаками, а их считают кулаками по их идеологии и психологии.
Спасибо, очень характерный документ.
Четко показывает, что термин "кулак" из экономического (которым он являлся в 1928 - 1929) постепенно трансформировался в политический - и стал обозначать всех тех, кто принимал коллективизацию "в штыки". В свое время это метко подметил К. В. Скоркин в своей работе об оппозиции.

Некрасов:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом,
Стоит за плечами
Каменотесов, ткачей.

http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/varjag-2007.27/0_2727b_f8c64b5c_XL.jpg

А вот что бы написал Некрасов про советские "продзатруднения" с людоедством и трупоедством?

Edited at 2015-05-23 08:47 am (UTC)

  • 1