corporatelie (corporatelie) wrote,
corporatelie
corporatelie

Category:

А была ли на самом деле "Атака Мертвецов"? (расследование к годовщине): часть II.

Продолжение предыдущего поста.
Вот те самые тезисы "умеренных" отрицателей "Атаки Мертвецов", которые я обозначил в первой части очерка.

б) Все события после первоначальной атаки хлором развивались не очень быстро (7 часов) и происходили на местности на которой не было газа(!)(c).

в) Более того, "умеренные скептики" исходят из априорного утверждения, что гарнизон крепости не был отравлен удушливыми газами. Также по их мнению не были отравлены ни крепостные артиллеристы, поддерживающие контратакующую русскую пехоту, ни гарнизон Заречного форта(где дислоцировалась 13-ая рота, совершившая контратаку). Якобы, потому, что форт располагался в отдалении от передовых позиций. Поэтому выходящая на подмогу контратакующая 13-ая рота не была отравлена газами.

г) Cледовательно, Котлинский, Стржминский, Чеглоков, другие офицеры и нижние чины проявили мужество, но отравлены газами они не были. Соответственно:

д) Никакой "контратаки мертвецов" в исторической действительности не было, а имел место быть "просто героизм", прессой и пропагандой превращенный в легенду с отравлением солдат и офицеров из числа защитников крепости, повлиявших на все последующие источники вплоть до Хмелькова и современных журналистов, которые и выдумали отравленную контратакующую роту .

В данной части очерка я попытаюсь оспорить все упомянутые выше утверждения, опираясь, в основном, на малоизвестные, недавно опубликованные документы РГВИА с допросами нижних чинов 226-го Землянского и других полков от 1915 г. Прошу не судить строго за порой торопливую расшифровку документов, буду признателен за помощь в исправлении возможных ошибок.

Read more...Collapse )



Untitled.jpg

Read more...Collapse )
Выводы и итоги
В заключении хотелось бы все-таки ответить на фундаментальный вопрос, специально вынесенный мной в заглавие:зафиксирован ли в исторической реальности такой эпизод Первой мировой войны, который можно было бы справедливо назвать "Атака мертвецов"?
На мой взгляд,  ответ утвердительный, хотя конечно кому как удобнее думать. В любом случае, 13-ая рота землянцев действительно контратаковала в жесточайших условиях химического отравления, ее командиры- подпоручики Котлинский, Стржминский, их подчиненные, офицеры и солдаты других рот, других полков- это реально существовавшие военнослужащие царской армии, совершившие вполне реальный подвиг, подтверждающийся архивными материалами.

Однако, я хочу очень четко подчеркнуть , что мне совершенно не импонирует излишняя позднейшая мифологизация сюжета с бездумной глорификацией. Реальная история, на мой взгляд, куда интереснее, естественее, а главное страшнее, чем легенды.

Но и придание эпизоду некой ауры чрезмерной заурядности, причем как мы убедились с искажением фактуры, ровно точно также неприемлимо и нарушает фактологию, только уже с другой стороны.
Конечно, журналисткие выдумки о том, что "мертвецы" атаковали немедля не подтверждаются никакими источниками.
Зато прослеживается другая, не менее впечатляющая(на мой взгляд) фактологическая канва.

I.Выпущенный в 5-ом часу утра газ отравил защитников крепости- также была отравлена крепостная артиллерия- см. показания участников штурма и чинов крепостной артиллерии("умеренные скептики" утверждали обратное).

II.13-ая рота и другие роты землянцев контратаковали по зараженной газом местности, выдвинувшись после 4-х утра с Заречного форта скорее быстрее, нежели медленнее(см. журнал Осовецкой крепости). Рядовой Смольянов так описывал контратаку 13-й роты: " В это время по всей крепости уже распространялись пущенные немцами газы, поэтому нам приказано было одеть респираторы, после этого рота наша построилась и двинулась в атаку, при чем пришлось проходить через мост. Все время мы шли в облаках газа, который был настолько густ, что через него трудно было видеть, даже на близкое расстояние. Тянулся газ, как дым или туман, был он зеленоватого цвета и пахнул серой. Дышать тогда было очень трудно и мало помогали и респираторы; газ драл во рту и в горле. На мосту газы были особенно густы, поэтому нам пришлось обождать, пока газы несколько разсеялись, и только после некоторого пормежутка времени мы бросились опять в атаку. Из нашей роты через мост все-таки перешли все и только за мостом рядовой Жилкин не смог дальше итти. Тут же за мостом вскоре появились и немцы, первую цепь которых мы быстро прорвали, бросившись на них в штыки". Cкептики, меж тем, утверждали, что атака была по "чистой местности" и с достаточным временным лагом, чтобы газ полностью рассеялся или остался только в низинах.

III.13-ая рота под командованием Котлинского, как и сам Котлинский, так и сменивший его после смертельного ранения подпоручик Стржминский были отравлены удушливыми газами и контратаковали через мост в чудовищных условиях химического отравления, в прямом смысле теряя людей от воздействия газа на ходу. Напротив, cкептики утверждали, что 13-ая рота была в "безопасном" Заречном форту, не была отравлена, газ до форта будто бы не дошел и их не отравил. Хлор на момент конртатаки был уже не в смертоносной концентрации, но он все равно действовал разрушительно на здоровье контратаковавших- см. жалобы на здоровье  нижних чинов 13-й роты Землянского полка и упоминания о падающих от отравления солдатах во время контратаки.

Итак, сентенции "13-ая рота, Котлинский и Стржминский не были отравлены", "Защитники крепости, а также крепостная артиллерия были в безопасности и не задеты удушливыми газами", "контратка 13-роты проходила по не зараженной местности"- все эти неверные тезисы, вынесенные мной в первую чатсь поста, на мой взгляд, рушатся вполне доказательно куда более репрезентативной совокупностью приведенных архивных данных. Причем в основе наших утверждений не публицистика 2000-х гг., а документы РГВИА. Наши тезисы подтверждают целый ряд альтернативных, созданных независимо от друг друга в разное время(но в пределах 1915 года) индивидуальнх свидетельств, проходящих проверку перекрестным анализом. Причем в нашем распоряжении теперь достаточно широкий комплекс источников:
1. Журнал боевых действий 226-го Землянского полка.
2.Журнал военных действий крепости Осовец от 1 июля до 9 августа от 1915 года.
3.Целый комплекс опросов выживших ветеранов газового штурма, военнослужащих Землянского полка, других частей, а также крепостной артиллерии.
 Достоверность данных повышается благодаря тому, что они не предназначались для публикации в прессе, создавались отдельно друг от друга порой даже в разных губерниях в разное время 1915 года, И при всем при этом неплохо коррелируют между собой. Мне кажется самый завзятый конспиролог после таких совпадений из удаленных источников призадумается.

 Cамым важным в приведенных материалах, на мой взгляд, мне видится, что реальные события были чуть ближе к традиционному образу "Атаки мертвецов", чем принято считать. После анализа источников, я склонен согласиться с Черкасовым., Рябцевым и Меньковским, впервые открывших для науки журнал боевых действий Землянского полка:
"Что касается внешнего вида бойцов 13-й роты, то, по всей вероятности, их внешний облик был близок к описываемому в источниках.Бойцы действительно получили отравления и ставшее крылатым выражение «со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками, они харкали кровью, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки» имеет основание".
Tags: Котлинский, Осовец, ПМВ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →