? ?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Штат Главного управления лагерями ОГПУ на 23 октября 1932 г.
corporatelie
В данном посте мною приведены штаты главного управления лагерями ОГПУ от октября 1932 г.  Документ еще никогда не публиковался.

Для того чтобы читателям было легче ориентироваться в представленном ниже материале, процитирую классическую публикацию А.Кокурина и Ю.Морукова:
"25 ноября 1932-го приказом Управления делами ОГПУ была объявлена новая структура и штат (всего — 253 человека) ГУЛАГа:
— руководство (начальник — М. Д. Берман, зам. начальника — Я. Д. Рапопорт, помощники начальника — С. Г. Фирин и Н. Ф. Еремин);
— секретариат (28 человек, начальник — А. Л. Сулин-Этин);
— 1 (административно-организационное) отделение (13 человек, начальник — С. А. Владыкин);
— 2 (учетно-распределительное) отделение (27 человек, начальник — М. В. Полонский);
— 3 (секретно-оперативное) отделение (21 человек, начальник — А. М. Назаров);
— 4 (производственное) отделение (25 человек, начальник — Э. Ю. Тизенберг);
— 5 (снабжение) отделение (43 человека, начальник — А. Е. Сорокин);
— 6 (спецпереселенцы) отделение (16 человек, начальник — Г. П. Закарьян);
— 7 (горное) отделение (13 человек, начальник — А. Н. Израилев);
— 8 (техснабжение) отделение (62 человека, начальник — М. С. Курин)
".

Помимо, собственно, скана материала из документооборота ГУЛАГа я счел нужным привести штаты Главного тюремного управления министерства юстиции Российской империи на 1908 г., насчитывающие 35 единиц (до 1917 г. этот штат оставался практически неизменным). М.Детков приводит немного иные данные, скорее всего включив в общее число сотрудников (66 чинов) и сотрудников губернских тюремных инспекций : "Организационная структура главного тюремного управления включала 15 делопроизводств; его штат состоял из 66 классных чинов. Кроме того, в управлении на канцелярских должностях работало немногим более 40 человек. Классными чинами комплектовались должности начальника Главного тюремного управления, его помощников, инспекторов, правителя канцелярии, старших делопроизводителей, делопроизводителей, помощников делопроизводителей, заведующего статистической частью (он же архивариус), бухгалтера, помощника бухгалтера, секретаря при начальнике Главного тюремного управления, экзекутора, журналиста, инспектора по медицинской части, архитектора, помощников архитектора, кандидатов на тюремные должности".

Как можно заметить, даже на первом этапе своего становления  (1932 г.), когда количество заключенных в лагерях было относительно невелико, а сама советская лагерная система в историографии именуется "ранним ГУЛАГом", руководящий персонал лагерного комплекса в юрисдикции ОГПУ-НКВД в разы превосходил центральный аппарат старорежимного тюремного управления (и это без учета штатов тюремной системы гражданского ведомства ГУИТУ НКЮ соответственных республик, где также содержались сотни тысяч человек на 1933 г.).
Подобное сравнение (даже без привлчения данных по изменению числа заключенных, которое также демонстрировало астрономическое экспоненциальное увеличение) четко свидетельствует  насколько беспрецедентный, взрывной рост испытала на себе управленческая структура пенитенциарной системы в 1930-е годы XX века-и, соответственно, насколько фактор "заключенных/спецпереселенцев" радикально изменил социальный ландшафт страны, приобретя исполинские масштабы к концу десятилетия.

Если в 1932 г. в центральном управлении ГУЛАГа насчитывалось 222-253 штатных единицы, в 1934 г. их было уже 366, в 1935 г.- 527 , а к 1940 г. штатных должностей в центральном аппарате лагерной системы стало 1492.
И это без учета выделенного в конце 1930-х отдельную структуру тюремного управления(179 единиц). Итого : 35-66-100 штатных единиц "царского ГУЛАГа" vs.1492 штатных единиц "ГУЛАГа нового".
Эти компаративные сопоставления, на мой взгляд, крайне необходимы и полезны в свете достаточно распространенных "релятивизирующих" и "нормализирующих" сентенций в определенной части околоисторической публицистики и историографии о том, что вот де никаких уникальных изменений в 1930-е не произошло и до революции у царя был свой "ГУЛАГ". Был, только в десятки раз более скромный по масштабу. А, как говорится, devil hides in statistical details.


Штат Главного управления лагерями ОГПУ на 23  октября 1932 г. с пероснальным распределением сотрудников по должности .


















Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.9.Д.12.Л.51-54 об.


Штат Главного тюремного управления министерства юстиции Российской империи на 1908 г.

Источник:Отчет по главному тюремному управлению за 1908 г. CПб.1910. Ч.II. С.12.




  • 1
Спасибо, интересно.

> у царя был свой "ГУЛАГ". Был, только в десятки раз более скромный по масштабу.

Цифры очень интересные, но попробую взять на себя роль адвоката дьявола.

Во-первых, в начале 1930-х годов советская экономика была в основном национализирована, тогда как в имперский период существовал обширный частный сектор. Вела ли эта разница к тому, что какие-то функции, выполнявшиеся в имперский период частными подрядчиками (извозчики/шофёры, рабочие и т.д.), в начале 1930-х годов выполнялись штатными сотрудниками, что вело к раздуванию штатов по сравнению с дореволюционной ситуацией?

Во-вторых, в начале 1930-х годов раздувание государственного аппарата и рост бюрократии вело к регулярным попыткам и то и другое как-то сократить и/или повысить производительность труда чиновников. Есть ли оценки того, насколько эффективным был центральный аппарат ГУЛАГа по сравнению с дореволюционным периодом?

Edited at 2016-08-22 06:05 pm (UTC)

Любые версии и гипотезы интересно обсуждать, если они высказаны корректно, а роль адвоката дъявола порой весьма полезна и может давать пищу для ума, так что не вижу ничего крамольного в Ваших предположениях:)

>в начале 1930-х годов советская экономика была в основном национализирована, тогда как в имперский период существовал обширный частный сектор. Вела ли эта разница к тому, что какие-то функции, выполнявшиеся в имперский период частными подрядчиками (извозчики/шофёры, рабочие и т.д.), в начале 1930-х годов выполнялись штатными сотрудниками, что вело к раздуванию штатов по сравнению с дореволюционной ситуацией?---

Все же мною даны цифры по ситуации именно в органах центрального управления/аппарата двух систем. Мне думается, то о чем Вы написали скорее было характерно для местного управления( но там разница по штатным должностям с имперским периодом еще в десятки раз более значительная).

В посте, конечно, даны лишь самые общие штрихи да пару показательных цифр. По хорошему, конечно, "раскрывать" их можно долго и нудно, но формат ЖЖ не очень к этому располагает. Для более серьезного рассмотрения нужны таблицы и графики с корреляциями между численностью сотрудников уголовно-исполнительной системы и количеством заключенных и спецссыльных.

Краеугольным моментом для понимания проблемы мне здесь представляется именно гигантский рост среднесписочного состава населения лагерно-тюремной системы в 1930-е из-за массовых репрессивных кампаний и общего ужесточения уголовного законодательства- штаты ГУЛАГа просто не поспевали за таким приливом осужденных к лишению свободы, поэтому спешно расширялись в авральном порядке чуть ли не каждый год в 1930-е. В царские времена заключенных было в десятки раз меньше, поэтому они и требовали в разы меньшего штата.

Более того, в авральном же порядке усложнялись и производственно-хозяйственные функции ГУЛАГа в экономике страны вообще, поскольку, в отличии от царских времен, заключенные превратились в стратегический экономический ресурс, аналогов которого до революции просто не было- на какой-нибудь Нерчинской каторге действительно присутствовало несколько чахлых чиновников Горного ведомства, но с целый армией работников ГУЛАГа в том же Главном управлении лагерей металлургической промышленности просто нет смысла сравнивать,- не сопоставимый масштаб.

Не стоит также забывать, что ГУЛАГ никогда не существовал в "вакууме" отдельно от гражданских промышленных и сельскохозяйственных наркоматов. Рабсила из з/к и c/п постоянно сдавалась в "наем" всяческим контрагентским подрядчикам ( бесчисленные леспромхозы, советские тресты и т.д., где также существовал свой штат). Если в расчет принять штаты этих "государственных нанимателей" подневольного труда, то разница будет еще более значительная, даже если мы посчитаем гипотетических "рабочих/извозчиков" из частного сектора в случае РИ).



Edited at 2016-08-22 07:35 pm (UTC)

Спасибо за развёрнутый ответ! Я тут немного хвораю, так что отвечаю в вялотекущем режиме.

> Все же мною даны цифры по ситуации именно в органах центрального управления/аппарата двух систем.

Спору нет, но даже на этом уровне могли быть какие-то различия. Правда, перечитывая выложенные документы, я подозреваю, что они были небольшие: плюс-минус шофер/извозчик для начальства.

Вот, кстати, ещё один момент, пришедший в голову при перечитывании -- изменения, произошедшие в языке за последние полтораста лет. Что-то сразу заметно, вроде слова "журналист", которое тогда в таком контексте означало "чиновник присутственного места, ведущий журналы". Но могут быть и другие, менее заметные различия.

> усложнялись и производственно-хозяйственные функции ГУЛАГа в экономике страны

Да, это тоже бросается в глаза при чтении. 99% всех этих статистиков, инженеров-химиков, экономистов, чертежников, техников-строителей, "инженеров-экономистов по лесу" и т.д. просто было не нужно в дореволюционной системе. Правда, тут мог ещё сказаться выросший за полвека уровень индустриализации общества. Было бы интересно сравнить рост штатов в других государствах, где функции пенитенциарной системы остались неизменными, за тот же период.

Всегда рад с Вами общаться из-за содержательности Ваших комментариев. И, конечно, желаю Вам скорейшего выздоровления, надеюсь хворь прошла.


Правда, перечитывая выложенные документы, я подозреваю, что они были небольшие: плюс-минус шофер/извозчик для начальства.>
----
Совершенно верно. Перед царской тюрьмой вообще никогда не составились амбициознейшие задачи "по освоению"(дурной канцелярит гулаговских документов) таких исполинских масс людей в такие предельно короткие сроки, как в 1930-е. Ни один самый злой и мракобесный Дурново не мог и в страшном сне помыслить о том, чтобы за пару лет принудительно сослать куда-то под два миллиона человек, а потом лихорадочно задним числом создавать комиссии, чтобы понять как использовать эти сотни тысяч ссыльных в экономике, разведаны ли колонизационные фонды или все-таки нет и люди все же высланы почти буквально в пустоземье. Как следствие и производственно-хозяйственные задачи для старорежимного пенитенциарного комплекса сводились к деланию кирпичей, плетению корзин да ассенизационным работам, в целом, как в тюрьмах какой-нибудь Дании или Швеции. К невидимой руке рынка до революции можно относиться как угодно, она порождала в те времена и массу несправедливостей, но от одного гарантировало почти на 100%- от создания нечто похожего на ГУЛАГ. В условиях вольной конкуренции с сектором свободных рабочих принудительный труд арестантов не мог стать стратегическим. Самое брутальное из видов работ заключенных до революции- добыча угля, руды и строительство железных дорог, но в довольно скромных масштабах.


Правда, тут мог ещё сказаться выросший за полвека уровень индустриализации общества. Было бы интересно сравнить рост штатов в других государствах, где функции пенитенциарной системы остались неизменными, за тот же период>

Я не думаю, что с 1910-х по начало 1930-х уровень индустриализации общества совершил какой-то радикальный качественный скачок на несколько порядков. Все же, на мой взгляд, ответ тут кроется именно в конкретном политическом решении правительства СССР использовать принудительной труд на по-настоящему беспрецедентно-массовой основе. Почему это решение было принято и было ли оно оправданным- долгий разговор.

Могу сказать совершенно точно, что в той же Франции 1930-х ничего подобного по масштабу не было и близко. Зеки как делали кирпичи и шили рубашки в 1910-е, так и продолжали заниматься локальными работами 1930-е на кустарном уровне.
Для контраста- план капитальных работ НКВД на 1936 г. составлял около 3,5 млрд руб., выполнение плана капитальных работ в 1938 г. — 3,1 млрд, а в 1939 г. — 3,6 млрд . Понятно, что советские рубли есть советские рубли, но даже эти цифры в первом приближении свидетельствуют о главном- о масштабе вовлечения арестантов в экономику.
Подобный подход к эксплуатации заключенных- однозначная советская специфика в международном контексте тех лет по целому ряду критериев. Из европейских деятелей 1930-х может быть один лишь Франко со своими концлагерями приближается к советской практике 1930-х (пик использования подневольного труда у нацистов придется на 1941-1945 гг, а не на 1930-е), но концлагерная система франкистов изучена очень плохо, поэтому тут есть ряд существенных оговорок.

Edited at 2016-08-27 12:33 pm (UTC)

Спасибо на добром слове! Увы, продолжаю прихварывать, так что отвечаю спорадически.

Что касается роли выросшего уровня индустриализации, то я опять же подозреваю, что Вы правы, но роль "advocatus diaboli" заключается в том, чтобы обстукивать получающиеся на выходе причинно-следственные связи и смотреть, нет ли возможных альтернативных объяснений :)


Есть ли оценки того, насколько эффективным был центральный аппарат ГУЛАГа по сравнению с дореволюционным периодом?>
Сложный и интересный вопрос.
Тут смотря какие критерии эффективности выделять. Если очень кратко и без нюансов, то царская тюремная администрация мне представляется в разы более формально образованной, чем советская, но куда менее многочисленной. Это порождало ряд дефектов (иногда весьма серьезных) в эффективности управления по широкому спектру вопросов- от санитарного обслуживания до организации работ или строительства новых тюремных помещений.
Тут сказывалась общая беда поздней Российской империи,- хронический дефицит госслужащих всех уровней. Вопреки расхожим стереотипам о 10 тысячах столоначальниках и дикой забюрократизированности царской России, страна была скорее "недоуправляема"- аморфный и слабый государственный аппарат не справлялся с массой задач государственного управления, которые только усложнялись со временем из-за развития капиталистических отношений и промышленности. Эта закономерность была характерна в полной мере и для тюремного ведомства.

В случае ГУЛАГа мы видимо другую картину,- огромные массы плохо образованных(иногда и вовсе без образования) работников в раздутых и постоянно увеличивающихся отделах, чьи функции часто пересекаются- в результате постоянные реформы и изменения штатов, огромная кадровая текучка, что , естественно, пагубно сказывалось на качестве и эффективности работы. Но это очень поверхностные сравнения, просто некие штришки, исходя из тех данных, что мне довелось синтезировать.

  • 1