Объяснительная записка врача участковому коменданту Александро-Ваховской комендатуры СИБЛАГа ОГПУ о состоянии трудпоселенцев на острове Назино от 20 августа 1933 г.





Прибыв на р. Назино в конце июня[,] куда ранее были командированы лекпом из т/п Лобов и лекпом Костычев[,] я застал большое количество больных желуд[очно]-кишечными заболеваниями, истощенных и слабых. Все это объясняется тем, что т/п, прибывшие в начале на остров против д. Назино попали в ужасные условия и которые эти плохие условия ухудшили сами, занимаясь избиением более слабых, отнятием пайков и раздеванием, что тогда в холодную сырую погоду естественно надолго отразилось на их здоровье. В моих докладных записках я неоднократно указывал на это положение, которое вкратце повторю. 18/V 33 г. вечером т/п были высажены на остров против деревни Назино ничем не оборудованный для их приема. Представленные самим себе, они разбрелись по всей громадной территории острова[,] и не имея никакого над собой надзора чинили безобразия над более слабыми. Паек выдавался 1 раз в сутки, горячей пищи не было, как не было и кипяченой воды. На другой же день по приезду подул сильный ветер с дождем и снегом и т/п, из которых большинство были почти нагие оставались на открытом воздухе. Частые перебои с печеным хлебом приводили к тому, что т/п выдавали паек сырой мукой вместо хлеба и последние из боязни, что более сильные отнимут у них и эту муку, ели ее в сыром виде, запивая сырой водой. Организованные нами палатки для больных, а также для подбора слабых, укрытия их от непогоды и выдача им регулярно горячей пищи и кипяченой воды, не могла охватить всех нуждающихся и часть их продолжала оставаться в тех же плохих условиях.
В таком состоянии трудпоселенцев началась переброска их на речку Назина, при том в первую очередь здоровых т/п на речку Назино и каждые 2-3 дня вывозили на неводниках всех могущих двигаться. Наблюдались такие случаи, что без моего ведома забирали некоторых больных из палаток на лодки и мне приходилось их чуть ли не силой возвращать обратно. Вот из какого контингента состояло население речки Назино. К тому же по сведениям от лекпомов и стрелков здесь уже на речке Назино также за отсутствием хлеба в первое время периодически кормили сухой мукой, то же отсутствие режима и надзора, что давало всем возможность уходить в лес, подолгу оставаясь там, питаясь чем попало[,] и их истощенными с поносами приводили или же они сами возвращались в лагерь, увеличивая процент заболеваемости и смертности. То же отнятие пайков и избиение сильными слабых, отсутствие бараков.
В конце июня я прибыл на теперешний 5-й участок, где застал много больных, слабосильных, что вполне естественно, ибо подобный режим и истощение не только не смогли укрепить их расшатанное здоровье, а[,] наоборот[,] только их усугубили. В это же время по приезду бывшей здесь комиссии участки выше 5 пос. должны были перейти на новые места. 2 или 3/VII началась переброска всей массы людей и плотов со срубами. Все больные и слабые со старых участков направлялись на 5-й участок, который оставался на месте.
Таким образом, на этом участке скопилось сразу столько больных и слабых, что пришлось срочно строить шалаши. Людей доставляли в лодках в тяжелом состоянии[,] многие из них вскоре умирали. Неоднократные мои предложения коменданту поселка о форсировании стройки жилых бараков и др. помещений, также о немедленном требовании одежды и белья оставались безрезультатными - ответ один, еще не прислали и не с кем строить. К тому же почти постоянная нехватка медикаментов и перевяз[очного] материала, как и на сегодняшний день, когда мы совершенно без медикаментов ставило и ставит в глупейшее положение и в полное бессилие медперсонал. Профилактика, касающаяся в первую очередь здоровых[,] должна была иметь под собой базу, а отсутствие жилбараков, одежды, белья и т.д. - все это чрезвычайно мешало проведению многих профилактических мероприятий. Отсюда такая заболеваемость и смертность. И только с первых чисел августа, когда т/п были размещены в бараки, частично одеты и получают вполне достаточное питание, смертность снизилась (по сравнению с июлем в 4 раза меньше). Необходимо еще срочно окончить полностью бараки.
За последнюю декаду появились случаи цинготных явлений. Персонально больным выдаем на руки колбу, а вообще с целью профилактики даем меньшие дозы в общий котел.
На ближайшее время вношу предложение:
1. Ввести строгий режим и надзор за т/п;
2) Категорически повести борьбу с лодырями, не разрешая им лежать у разведенных костров. Мера[,] практикуемая до сих пор[,] т.е. выдача уменьшенного пайка лодырю не годится, ибо он слабеет и попадет в конце концов в больницу;
3) привлекать к ответственности тех т/п, которые не соблюдают правил санитарной гигиены (самые элементарные) и загрязняют лагерь и бараки, нельзя дойти до уборной, а также и за употребление в пищу неразрешенных продуктов питания;
4) Форсировка переоборудования нар (вагон[ная] система), а также стройка кухонь, ларьков и др.
5) Затребовать срочно белье и одежду, для тех[,] кто еще не одет и мягкого инвентаря в больницу.
6) Немедленная доставка медикаментов и перевяз[очного] материала.
7) Систематически [вести] санпросветительную и воспитательную работу с т/п.
Врач <Подпись неразборчива>
Источник: ГАНО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 628. Л. 120-123 об. Рукописный подлинник. Опубликовано: Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.
да, тоже версия.
только что делал уголовный контингент не на нарах а на трудовой спецвысылке?
что прям брали на улицах и хватали и в баржи? а как же процессуальная часть? не 37й год же ещё, внесудебные органы не введены...
вопросов больше чем ответов
>>что прям брали на улицах и хватали и в баржи? а как же процессуальная часть? не 37й год же ещё, внесудебные органы не введены...
Я предлагаю просто прочитать, как написано - тогда сразу станет ясно, "как" "процессуальная часть".
Как говорят англосаксы, "because fuck you, that's why", вот примерно там процессуальная часть.
Глухова Фаина — строитель-десятник Ташкентского заготскота. Получив очер[едной] отпуск, ездила к дяде в Ленинград. По окончании отпуска, возвращаясь на работу в Ташкент, была взята в Москве с документами и ж. д. билетом.
Назин (сейчас при участковой комендатуре в с. Александрово). Помощник нач[альника] пожарн[ой] охраны Большого театра, один из работников пожарной охраны Кремля. Взят на улице. Пропуск в Кремль ничего не помог.
Гусева — пожилая женщина. Живет в г. Муроме, муж — старый коммунист, глав[ный] конструктор на ст. Муром, производ[ственный] стаж 23 г., сын — помощ[ник] машиниста там же. Гусева приехала в Москву купить мужу костюм и белого хлеба. Никакие документы не помогли.
Матвеев Ив. Мих. — рабочий постройки хлебозавода № 9 — МОСПО [8]. Имел паспорт до декабря 1933 г. как сезонник. Взят с паспортом. По его словам, «даже паспорт никто не захотел cмотреть».
Ткачев Пав. Алекс . — член КСМ с марта 1933 г., б[илет] 1387815. Взносы уплачены по август 1933 г., о чем отмечено и отметка закреплена печатью детдома им. ВЦИК (билет на руках, выдан Сокольн[иковским] РК [7] ВЛКСМ). Воспитанник детдома им. ВЦИК в Москве. Детдом выехал в лагеря на ст. Пушкино. С соответствующими документами администрацией детдома Ткачев был послан вместе с другим воспитанником Васильевым за инструментами духов[ого] оркестра, которые были оставлены в Москве. Взят по прибытию поезда в Москву. Отец в Москве, сторож, адрес отца: ул. Драгомилова, 2-ой Брянский переулок, д. № 14, кв. 5.
Edited at 2017-02-07 04:18 pm (UTC)
Если же из нее не исходить - то все, в общем, довольно понятно и на бред не похоже. "План выполнить надо", и за огрехи при выполнении накажут куда меньше, чем за невыполнение.
Автор журнала об этом писал - http://corporatelie.livejournal.com/152578.html
Я исхожу из того, что каждое действие имеет причины и следствия. если людей хватали на улицах, значит имел место некий приказ, который исполняли слишком ретиво или, если угодно, достаточно ретиво. и есть и следствия - объём документодвижения, сопровождающий эти аресты. значит, теоретически про каждого бедолагу, а фактически про значительную их часть, мы имеем возможность изыскать материалы дела и установить формальную сторону ареста.
Отсюда мой простой вопрос. Вернее, два. Приказ? Статья?
"по ошибочным основаниям", так точнее. Начало 1930х знаменито кулацкой высылкой, про паспортную расчистку я недоглядел.
>> Если вспомнить, как воспринимались исполнителями на местах "квоты" четырьмя годами позже, почему их надо считать чем-то отличным от "планов по арестам"?
вспомнить или от себя досочинить?
>> но при этом почему-то пытаетесь не замечать, что никакой "формальной стороны" милиции (как убедился партийный, проводивший расследование) милиции не требовалось.
на арестованных не заводились дела, эвон как?
>>"по ошибочным основаниям", так точнее. Начало 1930х знаменито кулацкой высылкой, про паспортную расчистку я недоглядел.
Давайте тогда определимся - либо оба случая "феерическая ерунда", либо оба "недоглядел", чтобы без готтентотства.
>>вспомнить или от себя досочинить?
Вспомнить.
>>на арестованных не заводились дела, эвон как?
Может, заводились, может, нет.
Хотя для человека, которого выдернули из очереди за папиросами и ни за что увезли в Сибирь, разница невелика.
Скажите сразу, вы пытаетесь направить все к "раз дел не сохранилось, значит, ничего не было"?
>> либо оба случая "феерическая ерунда", либо оба "недоглядел",
какие "оба".
>> Вспомнить.
Мне не вспоминается ничего такого.
>> Хотя для человека, которого выдернули из очереди за папиросами и ни за что увезли в Сибирь, разница невелика.
Эта история записана с его слов и может быть как верна, так и нет. Например. Заключённые уголовники и не такую мульку выдумывали чтоб выйти или режим себе облегчить. По сути, вы верите в чудовищное обвинение сотрудникам милиции, не подтверждённое никакими источниками кроме показаний заключённых. Тогда как ни ранее ни позднее за сотрудниками милиции,столичной во всяком случае, подобных действий другими источниками не подтверждалось.
>> Скажите сразу, вы пытаетесь направить все к "раз дел не сохранилось, значит, ничего не было"?
Нет, конечно. Архивы личных дел закрыты и это в любом случае не будет доводом.
Собственно, мне достаточно было приказа по которому их взяли. Просто вы зазвезделись немного, и мне пришлось развить мысль.
подобных действий другими источниками не подтверждал
>>Заключённые уголовники и не такую мульку выдумывали чтоб выйти или режим себе облегчить
>>чудовищное обвинение сотрудникам милиции
Я правильно понимаю, что сотрудники милиции (или кто там) прилежно вели дела и просто так не сажали, но Величко для доклада лично Сталину вынужден был слушать уголовников и записывать с их слов потому как другого способа составить объективку у инструктора ОК ВКП(б) не было, при этом Величко всё же упоминает, что "Часть партийных и комсомольских документов в данное время хранится в Александровском райкоме ВКП(б) и в Алесандровско-Вахорской участковой комендатуре Сиблага ОГПУ."
Droog, у меня только один вопрос ЧТО ТЫ НЕСЁШЬ ?
и кто из нас тут ещё что несёт?!...
если вдуматься, ты призываешь меня не верить в честность чекистов, поверив в честность других чекистов (Величко, например). уже смешно, да?.
История, как она изложена в материале Величко, - дикость. Дикость настолько, что даже Солженицыну не приходило в голову выдумать такое. Так вот, чтобы подтвердить её, понадобится чуть больше чем показания арестованных.
С данной формулировкой спорить у меня нет причин. Какие бы ни были обстоятельства побуждавшие к экстренной депортации, насколько адекватные либо нет, - ответтственность за насилие в местах заключения ложится на руководителей тюремного института, прежде всего, - сверху донизу.
По остальному потом отвечу, сейчас некогда
>> До сих пор неизвестны случаи, когда местное руководство осмелилось бы не превысить определённые приказом НКВД № 00447 лимиты
Известны же. Юрий Жуков называет два края, где к лимитам отнеслись нормально.
>> С чего мне считать, что в 34м что-то было иначе?
С того, что в 34м не было никаких лимитов на арест.
Это всего лишь оценки пропускной способности тюремной системы.
>> Видимо, уголовники подделывали партбилеты.
Или партийные подделывали биографии.
Или НЕ подделывали.
===
Как вы думаете, каково качество работы такого правосудия (10 приговоров в час) и сильно ли его будет волновать наличие или отсутствие партбилета?
Как вы верно поправились, не 90 а 15 тире 20 приговоров за день. Что при 8часовом рабочем дне означает по 20 минут на приговор. При 10 часовом рабочем дне - по полчаса на приговор. Вобщемто, более чем дохера, если не устраивать прения с адвокатами а просто рассмотреть по существу показания и улики.
Другое дело, что добросовестная работа следствия при таких темпах - под вооооотаким вопросом. Улики же ещё собрать и подготовить надо.
Также стоит помнить, что лошадиный темп репрессий 37-38гг характерен только для этих лет,но не для остальных тридцатых. А потому экстраполяции на 34й год не выглядят здесь - обоснованным доводом.
А вообще нужны материалы конкретно по паспортной операции 33го года, чтоб не гадать на опиатной гуще.
20 приговоров в рабочий день.