Более внимательное изучение архивных источников доказывает в очередной раз, что формальная логика без конкретики часто приводит к ложным выводам.
Во-первых, Западная Сибирь никогда не была эпицентром голодного кризиса- по официальным данным регистрации актов гражданского состояния, в Западно-Сибирском крае почти не наблюдалось сверхсмертности (см. Данные по регионам РСФСР собраны в 1939 г. по архивным материалам 1937 г. См.: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 256. Л. 15 — 26. Опубликованы : Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т 65 1927—1939: Документы и материалы. В 5-ти тт. / Т. 3. Конец 1930— 1933 / Под ред. В.Данилова, Р.Маннинг, Л.Виолы. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. ) Хотя определенные трудности с продовольствием и признаки голода в более умеренных формах в регионе все же фиксировались.
Во-вторых, голодные смерти в Александро-Ваховской штрафной комендатуре на острове Назино и в других трудпоселках случились не сколько от отсутствия ресурсов в системе СИБЛАГа, как таковых, а скорее от небрежного их хранения и безалаберного разбазаривания в совокупности с усугубляющим институциональным фактором- шкалой дифференцированного питания .
Хлеб и другие продукты в закрытых фондах Сибирского ИТЛ присутствовали- однако логистика и перераспределение продовольственных запасов дали серьезный сбой ( поклон Amartya Sen и entitlement approach) . Партии депортированных были снабжены мукой, крупой, солью и сахаром на месяц и печеным хлебом на 5 дней. В то же время инфраструктуры для выпечки хлеба на острове не было и людей в буквальном смысле несколько дней кормили сырой мукой. Как демонстрируют архивные материалы, сотни килограмм хлеба и рыбы из лагерных фондов, предназначенных для трудпоселенцев, были просто сгноены из-за неправильного хранения.
Приведенные ниже документы (никогда еще не публиковавшиеся) иллюстрируют как этот логистический провал складывался из различных упомянутых мною элементов (шкала дифференцированного питания в экстремальной форме (невыдача хлеба отказчикам)) +халатность в хранении продуктов+отсутствие согласованности в действиях органов, ответственных за снабжение депортированных трудпоселенцев).
Выписка из докладной записки инспектора СИБЛАГа Капранова о применении шкалы дифференцированного питания в Александро-Ваховской штрафной комендатуре от 3 июля 1933 г.
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1. Д.628.Л.106.
Рапорт командиру 1 отделения Взвода ВОХР Александро-Ваховской штрафной комендатуры от стрелков Сычева и Корчуганова
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.125.
Заявление уполномоченному 3-го отдела СИБЛАГа при Александровской участковой комендатуре
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.126
Заявления уполномоченному СИБЛАГА ОГПУ в Александровском районе Нарымского округа Белокобыльскому от заведующего лаьрком в поселке Новый путь Коваленко В.С, от трудпоселенца Мещерякова E.E., от старшего конюха Саифулина
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-7.Оп.1.Д.628.Л.124