Участники переписки.
Автор служебной записки:
Нарком внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачев
(19 октября 1887 г. – 20 сентября 1937 г.)
Фотография из следственного дела 1937 г.
(19 октября 1887 г. – 20 сентября 1937 г.)
Фотография из следственного дела 1937 г.
Адресат:
Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР
С.И.Сырцов (17 июля 1893 г. – 10 сентября 1937 г.)
Представленный ниже документ очень богат фактографией. Особенно ценными являются данные медицинской статистики по спецпереселнцам, практически отсутствующие для 1930-1931 гг. Нарком внутренних дел отмечает, что в пути и пунктах временной концентрации высланных ситуация с медицинским обслуживанием была удовлетворительной, но настоящая катастрофа началась в местах расселения депортированных : ' Заболеваемость среди переселенцев достигает иногда размеров[,] в 5 раз превышающих обычные для данной местности нормы (в Тобольском округе, например, на 10.000 спецпереселенцев приходится 1.159 больных, а среди местного населения - 226. Смертность там равна 21,6% числа госпитализированных).'
Нарком признается, что детское население спецпоселков погибало от недостатка продовольствия : ' Плохое питание служит, по[-]прежнему, одной из важнейших причин повышенной смертности детского населения поселков'.
Для характеристики ситуации Толмачев ссылается в том числе на одну из самых неблагополучных спецпереселенческих комендатур Сибирского региона- Кулайскую (материалы о которой публиковались в этом блоге здесь, здесь и здесь), а также на письмо и.о. крайпрокурора Сибкрая Арсеньева, с которым читатели могут ознакомиться здесь.
Служебная записка наркома внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачева Председателю СНК РСФСР С.И. Сырцову о хозяйственно-бытовом и трудовом устройстве спецпереселенцев в РСФСР от 3 августа 1930 г.
Секретно
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
РСФСР - тов. СЫРЦОВУ
Глубокоуважаемый Сергей Иванович.
В дополнение к моим личным докладам считаю необходимым информировать Вас о положении, в котором находится сейчас хозяйственно-бытовое и трудовое устройство кулаков - «спецпереселенцев», направленных на поселение в Северный Край, в Сибирь, на Урал и в Казакстан[,] и особо обратить Ваше внимание на те вопросы, которые встают сейчас в связи с проведением дальнейших мероприятий в этой области:
1. По имеющимся данным, общее количество выселенных в северные районы кулаков II-й категории равно примерно 490.000 человек (около 95.000 семей).
Из этого числа выслано:
1) в Северный Край около 234.000 ч.
2) на Урал:
а) из внутр. округов Урала 66.184
б) из др. районов СССР
82.495
148.679 ч.
3) в Сибирь:
а) из внутр. округов Сибири 80.804
из др. районов СССР 19.958
100.762 ч.
4) в Казакстан
7.585 ч.
По отношению к первоначальному плану ОГПУ (706.500 ч.) это составляет, примерно, 70%, а по отношению ко второму, уточненному варианту (501.476 ч.) - 98% намече[н]но[го] к высылке количества кулаков.
2. В настоящее время вся эта масса спецпереселенцев, доставленная в свое время к местам временного поселения, перебрасывается в пункты постоянного расселения. Работа эта приближается к концу. Очень большим затруднением является в этом отношении сейчас вопрос с транспортными средствами и тарифами за перевозку по ж. д. и водным путям сообщения.
Дальше перед краевыми органами встают уже непосредственные задачи трудового и хозяйственно-бытового устройства этих кулацких семей.
3. Нужно сказать, что планы трудового использования выселенных кулаков, как это показало специальное их рассмотрение в нашей комиссии (по Северному Краю, Уралу и Сибири), совершенно по[-]разному подходят к разрешения этой задачи.
В то время как по Северному Краю и Сибири спецколонизация пошла, главным образом, по линии развития сельского хозяйства с животноводческим уклоном (с выделением необходимой рабочей силы на сезонные работы)[,] на Урале и в Казакстане она пошла преимущественно по направлению развития промыслов и обеспечения промышленных предприятий (лес, уголь) подсобной рабочей силой.
В Северном Крае, где большая часть трудоспособного кулацкого населения находилась до последнего времени на работах у разных лесных хозяйственных организаций, все эти контингенты возвращаются сейчас к своим семьям к местам постоянного расселения для освоения отведенных земельных участков и строительства жилищ, хотя по причинам материального характера идут на это крайне неохотно.
На Урале - из 31.870 кулацких семей только 5.186 семей намечено к сельско-хозяйственному устройству, а остальные уже переданы по договорам - лесозаготовительным и другим организациям.
В СИБИРИ - из 100.762 чел. кулацких семей хозяйственным организациям сдано только 27.000, остальные устраиваются по линии развития сельского хозяйства.
В КАЗАКСТАНЕ - все 1.418 семей (7.585 чел.) переданы для использования на рыбные промысла Аральского моря.
Таким образом наибольшие трудности в деле трудового устройства кулацких переселенцев выпали на долю Северного Края и Сибири, которые, не имея возможности в первый же год занять работой все эти массы трудоспособного населения, естественно, несли и несут добавочные непроизводительные расходы по содержанию этого населения.
4. При разработке планов и выборе пунктов, предназначаемых для постоянного расселения спецпереселенцев[,] почти все заинтересованные краевые органы стояли на той точке зрения, что эти кулацкие хозяйства нужно как можно тщательнее изолировать от остального населения [,] и поэтому места для расселения выбирались наиболее глухие и отдаленные.
Бесспорно выгадывая в смысле этой изоляции, краевые органы встретились с другой стороны с колоссальными затруднениями, когда стали эти планы проводить в жизнь. Недостаточный учет времени (оставшегося для навигации) и транспортных возможностей (которыми располагали места) привел к тому, что, например, по Северному Краю пришлось полностью пересмотреть перечень намеченных поселений и наиболее удаленные из них, не обеспеченные удобными путями сообщения, переменить на другие.
В Сибирском Крае это обстоятельство своевременно учтено не было и мы сейчас имеем там ряд поселков (Шерстобитовская Комендатура, Кулайская, Маковская, Колючинская)[,] очень оторванных от своих довольствующих баз и трудно поддающихся сельско-хозяйственному освоению из[-]за непригодности почвы (болота).
Кулайская Комендатура, например, куда переселено 11.053 человека, расположена в верховьях реки Ягыл-Яг. Этот район расположен в 1.400 клм северо-западнее Томска, причем средства сообщения крайне разнообразны: 700 клм пароходом, 400 клм катером и 300 клм на лодке и пешком. Природные условия этой Комендатуры наиболее суровы и неблагоприятны для сельско-хозяйственного освоения. Огромная оторванность, болотистость, отсутствие дорог.
Такие пункты расселения, создающие огромные трудности для снабжения и административного управления (не говоря уже об отсутствии перспектив для сельско-хозяйственного освоения), придется заменить на другие, более удобные.
5. Вопрос с использованием труда спецпереселенцев. переданных по договорам хозяйственным организациям, а отсюда и вопрос об их снабжении продовольствием и остро необходимыми для жизни промышленными товарами, хотя и далек от нормального состояния, но нужно сказать, что он так или иначе разрешается сейчас и особых опасений в отношении этой части кулацкого населения вызывать не может. Ряд мер, обеспечивающих дальнейшее улучшение дела в этой области (именно в отношении соблюдения норм питания, увеличения зарплаты через поднятие производительности труда специалистов и проч.) провести, конечно, нужно, и в этом духе намечается нами ряд решений СНК.
Значительно сложнее обстоит сейчас дело с той частью переселенцев, которая устраивается краями по линии сельского хозяйства. Именно потому, что это связано с временем и с огромными затратами по снабжению спецпереселенцев орудиями сельско-хозяйственного производства, тяг[л]овой силой, семенами и с подготовкой необходимых колонизационных фондов.
Те средства, которые отпущены на эти цели по линии органов НКЗема[,] являются крайне недостаточными, и они не смогут в первые два года дать того хозяйственного эффекта, который так необходим в условиях очень стесненного положения с довольствием спецпереселенцев, не способных еще прокормить себя своим собственным трудом.
Текущий с/х год в отношении организации труда спецпереселенцев по линии сельского хозяйства местами был использован очень слабо и дал поэтому крайне незначительные результаты.
По Сибири, например, где наиболее выгодно складывалась для этого обстановка (пригодность земель, наличие у 7.289 семейств - 4.979 лошадей, около 2.500 комплектов обрабатывающих с/х орудий, 12.042 центнера семматериала, обеспечивающего 57% хозяйств посевом, из расчета 1 га на хозяйство и проч.) удалось засеять только 2.053 га, что составляет (на 15.704 поселенных хозяйства) по 0,13 га на одно хозяйство и даст валовой продукции около 23.017 центнеров хлеба (на 79.874 едока поселка), т. е. по 1 1/3 пуда на человека.
Совершенно очевидно, что этот результат свидетельствует об огромных непроизводительных затратах, которые государству придется еще нести на эту часть спецпереселенцев в течение по крайней мере ближайших 2-х лет.
Другими словами[,] сейчас исключительное значение приобретает для мест вопрос соответствующей организации с/х работ и использования на них труда спецпереселенцев в текущую же осеннюю посевную кампанию.
6. Касаясь попутно с этим снабжения спецпереселенцев продовольствием. нужно сказать, что вопрос этот сейчас, если не считать жиров и овощей, более или менее урегулирован. К осени необходимые, основные фонды продовольствия органами Наркомторга обеспечены, а у сибирских переселенцев, например, имеются на это время собственные запасы.
Остро пока обстоит вопрос в отношении отдаленных комендатур-поселков, связь с которыми поддерживается лишь в короткий период навигации и куда заранее необходимо забросить годовые запасы продовольствия.
Соответствующие указания по этой линии местам нашей Комиссией уже даны и, надо думать, что они обеспечат разрешение вопроса и в этой части.
По[-]прежнему очень остро стоит вопрос в отношении детского питания. В общем порядке он не разрешен совершенно. Плохое питание служит, по[-]прежнему, одной из важнейших причин повышенной смертности детского населения поселков.
7. При крайне неудовлетворительных жилищных условиях и слабом питании особенно тяжелые последствия может вызвать необеспеченность спецпереселенцев одеждой и обувью, соответствующей суровому климату севера и характеру работ в лесу, на рыбных промыслах.
В этом отношении перспективы снабжения представляются (по информации представителя НКТорга) неутешительными и от степени проведения соответствующих мероприятий зависит, в сущности, весь успех хозяйственного использования рабочей силы спецпереселенцев на Севере.
Особо здесь также стоит вопрос с детской одеждой и обувью, разрешенный еще в более слабой степени.
8. Наиболее серьезно во всей этой проблеме расселения спецпереселенцев стоит сейчас жилищный вопрос.
Подтянутые к местам постоянного расселения кулацкие семьи сейчас размещены, преимущественно, в жилищах местного крестьянства (крайне стесненного этими постояльцами и возбуждающего уже сейчас такие вопросы, как оплата за эти помещения, за освещение, отопление и т. д.). Многие живут в шалашах и под открытым небом.
Дело со строительством специальных поселков для кулаков приняло затяжной характер и в силу острой недостачи строительных материалов (стекла, гвоздей, железа и пр.) этим летом, бесспорно, разрешено не будет.
Это значит, что в наступающую зиму нам придется встретиться с огромными трудностями, как в смысле организации труда и медико-санитарного обслуживания этого населения, так и в проведении необходимых мер административного управления.
Достаточно указать, что в Северном Крае сейчас, к 20/VII, из намеченных к постройке 6.131 восьмиквартирных домов для спецпереселенцев построено только 112 и готовится 165 домов.
Также, примерно, это дело обстоит и в Сибирском Крае.
На Урале большинство спецпереселенцев передано хозяйственным организациям, которыми, по имеющимся данным, ведется для них строительство жилищ.
В Казакстане, где особенно остро чувствуется недостаток строительного материала, «большинство спецпереселенцев живут (по сообщению СНК КАССР) без всяких жилищ - на открытом воздухе или же находятся в такой тесноте и скученности, благодаря которой развиваются заболевания».
Помимо отсутствия строительных материалов и инструмента другой, очень важной, причиной слабости и затяжки строительства поселков является острый недостаток квалифицированной рабочей силы и отказ самих переселенцев от участия в этих работах, в надежде на скорое возвращение на прежние места жительства.
9. В области медико-санитарного обслуживания спецпереселенцев в пути и в местах временного расселения мы имеем удовлетворительные результаты.
Средствами, медикаментами и врачебным персоналом этот фронт борьбы с эпидемическими и общими заболеваниями среди переселенцев в пунктах их временного расселения был достаточно обеспечен.
Значительно сложнее и менее успешно проводится сейчас медобслуживание спецпереселенцев в местах постоянного расселения и, главным образом, вследствие общей пока неорганизованности хозяйственно-бытового устройства спецпереселенцев в этих новых местах, а также вследствие недостатка средств.
Краевыми органами положение в этой области характеризуется как неудовлетворительное. Особенно тяжелым в этом отношении является положение отдаленных поселков-комендатур.
Сейчас в местах постоянного расселения обслуживает спецпереселенцев преимущественно местная лечебная сеть, которая не только не в состоянии обслужить огромные контингенты пришлого населения, но она не в состоянии сколько[-]нибудь удовлетворительно обслужить и местное население.
В условиях сурового, непривычного климата, крайне тяжелого положения и плохого питания, недостаток медицинской помощи остро сказывается на результатах заболеваемости, и особенно детского населения.
Заболеваемость среди переселенцев достигает иногда размеров[,] в 5 раз превышающих обычные для данной местности нормы (в Тобольском округе, например, на 10.000 спецпереселенцев приходится 1.159 больных, а среди местного населения - 226. Смертность там равна 21,6% числа госпитализированных).
Сейчас в области медико-санитарного обслуживания спецпереселенцев стоит во всей широте вопрос о достаточном развертывании местной лечебной сети, которая была бы в состоянии обслужить крайне разбросанные и заброшенные в отдаленные углы поселки спецпереселенцев.
10. Нужно иметь в виду, что уже сейчас все эти недочеты с устройством спецпереселенцев как продовольственного порядка, жилищного и медико-санитарного, так и трудового их устройства начинают уже весьма реально выливаться в большую опасность - в массовые побеги и уход поселенцев с отведенных им участков.
Сейчас мы имеем сведения (сообщенные лично Зам. Нач. Адм. Управления Северного Края), что в Северном Крае из 46.000 (примерно) семей[,] доставленных к местам временного расселения, переотправлено оттуда ОГПУ и другими органами, всего около 32.000 семей. Остальные 14.000 семей, т. е. около 70.000 человек относятся, главным образом, к неправильно раскулаченным, еще находящимся в местах временного размещения, а также падает на убыль по разным причинам (побеги, смертность, возврат обратно по пост, социальных органов).
По Северному Краю побеги заметно усилились.
Из Сибири имеется донесение от Краевого Прокурора. Последний пишет, что «за последнее время участилось массовое возвращение раскулаченных кулаков с места поселения, бегут все кто только в силах убежать... так, например, в Маковский район Красноярского округа поселено... 4.496 чел.[,] сейчас там не более 2.000 чел. ... В Кулаевской Комендатуре Томского округа, где из 11.153 чел. остались лишь те, кто физически убежать не смог - старики и дети, кругом непроходимые болота, даже травы для лошадей не имеется...»
Это явление (только в меньших размерах) повсеместное, за исключением хорошо устроенных поселков.
Местные исполнительные комитеты лишены реальной возможности предпринять какие[-]либо радикальные административные меры против этого явления, т. к. не в них (не в административных мерах) находится сейчас ключ к разрешению этой задачи, да кроме того, сейчас на один поселок имеется только один комендант и один милиционер, а в Северном Крае даже 1 на 45 посел.
Удвоение и даже утроение этого штата делу нисколько не поможет, если в основе подобных настроений значительной части выселенного кулачества лежит враждебное настроение к советской власти и потеря всякой надежды на устройство своей жизни.
Скорейшее и наиболее разумное хозяйственное устройство, наряду с улучшением материального положения, с использованием спецпереселенцев сможет приостановить этот процесс рассасывания трудоспособного населения кулаков, высланного в северные районы.
В этом направлении местам даны Комиссией соответствующие указания с предложением обеспечить все необходимые и доступные их силам меры административного характера с целью предупреждения наблюдающихся побегов.
11. Одновременно с этим необходимо особо отметить, что наблюдающиеся на местах недочеты в работе по устройству спецпереселенцев являются в некоторой степени следствием существующей неясности и неорганизованности взаимоотношений по этой линии различных краевых органов.
В то время как на НКВД до сих пор эта работа каким[-]либо специальным правительственным решением не возлагалась[,] Сибкрайисполком, например, передал ее полностью в ведение Краевого Административного Управления.
Этот разнобой на местах необходимо быстро устранить, установив, что за органами Наркомвнудела, как только поселки спецпереселенцев будут ими приняты в местах постоянного расселения от органов ОГПУ, сохраняется осуществление общего административного надзора и управления поселками, а также привлечение к выполнению водворения в спецпоселках общегосударственных задач, в соответствии с издаваемым «положением» о них, хозяйственно-бытовое же обслуживание спецпереселенцев и организация их труда в сельском хозяйстве возлагается на переселенческие управления.
12. В заключение я считаю необходимым коснуться вопроса о дальнейшей работе Комиссии, образованной под моим председательством для борьбы с эпидемическими заболеваниями среди спецпереселенцев.
Существование этой Комиссии сейчас, когда работа по устройству спецпереселенцев более или менее налаживается и должна быть передана соответствующими заинтересованными советскими органами, является, на мой взгляд, излишним.
В соответствии с данными этого доклада, вношу на Ваше утверждение проект постановления СНК РСФСР «об устройстве спецпереселенцев в РСФСР» и проект постановления СНК СССР «о порядке организации спецпоселков кулацких семей, подвергшихся раскулачиванию».
ПРИЛОЖЕНИЕ - 3 экз. проекта «об устройстве спецпереселенцев в РСФСР», 6 экз. проекта постановления СНК СССР «о порядке организации спецпоселков кулацких семей, подвергшихся раскулачиванию»61.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (В. Толмачев)
Исходящий номер и дата проставлены от руки. На л. 184 вверху справа написано от руки: «Копия», ниже также от руки гриф секретности. Вверху слева рукописная помета: «т. Ширвиндту».
Источник: Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1796. Л. 184-190. Машинописная копия того времени, изготовленная аппаратом НКВД РСФСР. Опубликовано: Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва., 2006.