По минимальной оценке В.Н. Земскова (а есть все основания считать, что она занижена, поскольку Земсков не учитывает факта гибели части бежавших в тайге) - в спецпоселках для высланных кулаков 2-й категории погибло в 1930-1931 гг., по меньшей мере, 200 тыс. человек. Приведенное ниже письмо наркома Толмачева иллюстрирует одну из краеугольных причин сверхсмертности депортированных крестьян - межведомственный хаос при согласовании сверхамбициозных планов по жилищному строительству и отсутствие этого строительства в минимальных объемах в предполагаемых колонизационных фондах. Получилась традиционная для первых лет спецссылки картина - крестьян вместе с женщинами и детьми выселили, ОГПУ свою задачу выполнило и в бравурных тонах отчиталось перед директивными органами в Москве об успешном проведении массовой операции. А что творилось на "принимающей стороне"- местах расселения- политическую полицию не особенно волновало, поскольку чекисты отвечали исключительно за форсированную депортацию (за редким исключением вроде Северного Казахстана). другие юрисдикции их не касались. НКВД РСФСР и другие наркоматы в свою очередь просто не были готовы к приему таких гигантских потоков ссыльных. В результате отсутствия координации между хозяйственными организациями, ОГПУ и наркоматами, часть спецпоселенцев была высажена в буквальном смысле на голое место в тайгу и тундру под открытое небо. Важно отметить, что Толмачев лукавит, говоря о том, что 'создавшееся положение' (этим эвфемизмом он обозначает отсутствие жилфонда и неизбежное повышение заболеваемости и смертности от голода и эпидемий) лишь только 'угрожает серьезными осложнениями'. На самом деле 'осложнения', а именно массовая гибель людей начались задолго до сентября 1930 г., когда было написано данное письмо. Интересно, что в этом обращении Толмачев не приводит никаких конкретных цифр смертности.
Документ публикуетсяя впервые.
Письмо наркома внутренних дел В.Н. Толмачева председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР С.И.Сырцову о катастрофической ситуации с жилищным фондом для высланных спецпереселенцев от 30 сентября 1930 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
№С1442579
30/IX-30 г.
Постановлением Совета Народных комиссаров РСФСР от 13/VIII проведение устройства спецпереселенцев, используемых по линии промышленности и промыслов было возложено на ВСНХ РСФСР, НКТорг и другие хозорганы по соглашению с НКЗемом и НКВД. На Наркомзем было возложено проведение земельного и хозяйственного устройства спецпереселенцев и их семей занимающихся сельских хозяйством в Северном и Cибирских краях и Уральской области. В связи с этим Комиссия т.ТОЛМАЧЕВА была ликвидирована. Однако имеющие в НКВД данные свидетельствуют о том, что хозорганы до сих пор даже не приступили к выполнению этого постановления.
Особенно остро обстоит вопрос с жилищами. Переселение со своими семьями в Северный край, Сибирь и на Уральский Север кулаки до настоящего времени не обеспечены жилищем, хотя находятся на работах в хозорганах с марта- апреля т.г. Большинство кулацких семей проживает под открытым небом. С наступлением осенне- зимнего периода положение становится угрожающим. Уже имеется ряд сведений о значительном количестве побегов с мест поселений, развитии эпидемий и т.п. Особенно в тяжелом положении находятся кулацкие семьи заброшенные на крайний север. По заявлению члена Президиума Уральского Облисполкома т.КИСЕЛЕВА на заседании в НКВД - 3000 кулацких семей перевезенных Союзрыбой в тундру находятся без жилища при полном отсутствии стройматериалов.
Однако несмотря на то что жилищное устройство спецпереселенцев находится в состоянии требующем немедленных и самых решительных мер со стороны хозорганов- последние не уделяют этому вопросу должного внимания. Хотя, по предложению органов ОГПУ, прикрепление спецпереселенцев к хозорганам приходилось по договорам, в которых хозорганы обязались предоставить кулацким семьям необходимое жилье - до сих пор ими ничего существенного не предпринято для выполнения этого обзятельства. Строительство жилищ ведется в ничтожных размерах (Северный край) и в лучшем случае (по заявлению представительных хозорганизаций на совещании и НКВД ) обеспечит лишь 10% кулацких семей.
Горный Директорат ВСНХ РСФСР – не имеет вовсе никаких сведений об использовании подведомственными ему органами труда спецпереселенцев и об устройстве их семей.
Союзлеспром не знает общего количества спецпереселенцев прикрепленных к лесным организациям, не знает своих обязанностей в деле их устройства, считает что постройка жилищ для них не может быть осуществлена, т.к. расходы на это не предусмотрены по промфинплану. В то же время завоз количества рабсилы, соответствующего прикрепленным кулацким семьям.- обошелся бы союзлеспрому только по Северному краю не менее в 11 мил. руб.
Союзрыба- не имеет никаких данных о состоянии использования и устройства прикрепленных к ним спецпереселенцев.
Все эти организации несмотря на требование Нкзема и НКВД не приняли реальных мер не только к организации устройства спецпереселенцев и выполнении договоров но даже и к выяснению их числа.
Признавая создавшееся положение бесспорно угрожающим серьезными осложнениями - НКВД считает себя обязанным просить Правительство предложить хозорганам немедленно принять решительные меры к устройству закрепленных за ними семей спецпереселенцев.
Вместе с тем, учитывая что до сих пор в законодательном порядке не урегулировано правовое положение спецпереселенцев и порядок управления спецопселками, и что отсутствие этих норм кр айне отрицательно отзывается на организациии всего дела использования спецпереселенцев- НКВД одновременно представляет на утверждения СНК РСФСР проект соответствующего закона.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Проект закона и проект протокольного постановления.
Нарком /Вл.Толмачев/
Верно (подпись)
Сверху печатной подписи Толмачева от руки вписано ‘Ширвиндт’.
Источник: Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р-393.Оп.43А. Пока не публикую полный шифр. Заверенная копия.