Previous Entry Share Next Entry
Докладная записка руководства Севкрайисполкома о размещении спецпереселенцев (апрель 1930 г.) Ч.II.
corporatelie

Предыдущая часть
Окончание документа, опубликованного в предыдущем посте. Ценной является информация о пайковом довольствии спецпереселенцев Севкрая и их семей, особенно оценка каллоража - в документах этого периода калорийность встречается редко. Работающие взрослые спецпереселенцы получали в день около 2 тысяч калорий -  физиологическую норму комнатного покоя. Учитывая, что в регионе спецссыльные использовались в том числе и на лесозаготовках, сплаве, раскорчевке, лесохимии, дорожных работах и строительстве поселков, данный паек не покрывал энергозатрат (особенно в условиях северного климата), по сути являясь полуголодной (а в случае лесозаготовок- однозначно голодной) нормой.  Семьи спецссыльных получали всего 1300 ккал в сутки. Причем стоит иметь ввиду, что здесь речь идет о декларируемых нормах, а не о реальной выдаче продуктов.

Фотокопии публикуются в сети впервые.

Докладная записка руководства Северного крайисполкома в Советы Народных Комиссаров СССР и РСФСР по вопросу о размещении и устройстве кулацких переселенцев в Северном крае РСФСР [Не ранее середины апреля 1930 г.] Часть II.











<...>

Социально-культурное обслуживание
В этой области ограничиваться организацией начального образования и элементарной медпомощью. Считая в составе переселенцев 8-9% детей школьного возраста, общий их контингент определится цифрой 30-34 тыс. человек, что потребовало бы в нормальных условиях 8 000-9 000 школьных комплектов. Снижая число комплектов до 5 000 и исчисляя стоимость первоначального оборудования в 40 руб. на 1 комплект, общая сумма потребных средств необходима до 200 т. р. (Самое строительство школ предусмотрено в разделе «Строительство».)
По линии медицинского обслуживания предусматривается открытие 1 амбулатории или фельдшерского пункта для первого года хотя бы в 1/4 всех поселков, т. е. 175 пунктов, в остальных селениях дать Аптечки. Первоначальное оборудование пункта и снабжение медикаментами в 300 руб. на 1 пункт, все расходы по этому виду помощи определяются в 300 р. х 175 = 52,5 т. р.; стоимость аптечек 100 х 510 = 51 тыс. р. Стационарная помощь мыслится путем организации больниц из расчета 0,4 койки на 1 тыс. населения, что потребует открытия 150 коек, постройки 15 больничек.
Стоимость строительства и оборудования 150 коек составит, примерно, до 80 тыс. рублей.
Таким образом, общая сумма вложений в оборудование строительства составит до 400 тыс. рублей.
При нормальном обслуживании годовые расходы по содержанию перечисленных учреждений составят:

Ученика 1-й ст. -

30 руб.

32 тыс.

,= 960,0 т. р.

Фельд. пункта -

3 000

175,0

= 525,0 т. р.

Больн. койки -

700

150

= 105 тысяч.

ИТОГО:

1 590,0 т. р.

Организация питания и снабжения промтоварами

В настоящее время семьи высланных получают такой паек:

Хлеб печеный

300,0

Сахара

6 гр.

Крупы

30,0

Напиток

3

Муки подболт.

2,0

Соли

25,0

Сельдей или мяса

75,0

Муку

15,0

Картофель

195,0

Перцу

0,5

Капуста

100 гр.

Лавр, лист

0,2 гр.

Калорийность перечисленных продуктов - 1 300,0.
Стоимость по средне-краевым ценам - 16,38 коп.
Находящиеся на работах получают 2 027 калорий.
Если же в данных условиях при наличии некоторой возможности подкармливаться захваченными с собой продуктами, частью пополнять их рынок, то при водворении на местах, при затруднительности сообщений с рынком с началом строительных и прочих работ указанного пайка будет недостаточно. Имеется в виду калорийность его удвоить и довести до 2600 кал., стоимость его определится в 31 к. без доставки на места.
Снабжение нормированными продуктами мыслится проводить через кооперацию. В виду того, что вся рабочая сила до 1-го ноября 1930 г. будет занята работами по хозяйственному освоению мест поселения и домоустройству, снабжение необходимо производить бесплатно, с учетом объема выполняемых работ. В дальнейшем по мере обеспечения заработком отдельных контингентов таковые переходят на плановое снабжение.
По транспортным и территориальным условиям края для обеспечения бесперебойного питания должен быть 9-ти месячный запас продовольствия, что делает необходимым ввоз продуктов в общей сумме на 31,4 мил. руб.
Учитывая исключительно трудные условия перевозки и издержки торгового аппарата[,] накладные расходы составляют 30% от суммы стоимости, или 9,4 мил. руб.[,] общая сумма затрат на организацию продовольствия составит 40,8 мил. руб., или 544 р. на 1 семью.
Помимо продовольствия необходимо организовать снабжение промтоварами, абсолютно необходимым[и] в хозяйстве: ведра, тазы, чайники, котелки, керосин, спички, мыло, хлопчато-бумажные ткани (последние хотя бы для детей). Завоз последних по стоимости ориентировочно исчисляется в 10% от стоимости продуктов питания, что составит сумму в 4 мил. руб., а всего с продовольствием вся сумма составит до 45 м. р., до 600 руб. на семью, 120 руб. на человека.
На проведение операций по снабжению, включая сюда все накладные и транспортные расходы[,] необходимо получить соответствующие фонды за счет государства.
При речных пристанях и ж. д. станциях, в местах разгрузки товаров кооперация будет вынуждена построить склады.
На строительство таких складов-баз необходим долгосрочный кредит кооперации до 500 тыс. руб. (строительство лавочных помещений и ларьков в поселках особо не предусматривается).

Административное устройство и управление
Все поселения в административно-судебном отношении входят в состав округов и районов по территориальному своему расположению.
Сельсоветы не образуются. Каждым поселком управляет комендант, назначаемый органами ОГПУ[,] и при коменданте находится 1 милиционер. В помощь ему для административных функций из числа поселенцев назначается один исполнитель (нечто вроде сельских исполнителей). Ведение хозяйственных дел и расчетов между поселенцами и госорганами - леспромхозы, кредитные учреждения и кооперация - осуществляются лицами из числа поселенцев по назначению вышестоящим органом по переселенческому управлению.
При Крайисполкоме для общего руководства организуется специальная тройка под председательством Председателя Крайисполкома, представителей ОГПУ и КрайЗУ.
Общий итог материальных затрат, связанных с устройством переселенцев, в 1930 г. составляет такие величины:
(cм.скан)
Из названной суммы в 45.000 т. р. по мере перехода части поселенцев после 1-го октября на оплачиваемые работы и платного отпуска им продуктов и промтоваров часть затраченных государством средств будет возмещаться.
Для успешности операций следует разработать календарный план отдельных этапов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КРАЙИСПОЛКОМА    Комиссаров

СЕКРЕТАРЬ КРАЙИСПОЛКОМА    Третьяков

На л. 2 вверху слева угловой штамп крайисполкома с исходящим номером и датой, написанными от руки.


Источник: Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1796. Л. 2-18. Машинописный экземпляр того времени. Опубликовано: Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга II. Москва. 2006.

?

Log in

No account? Create an account