?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Движение" спецпереселенцев 2-й категории по данным ОСП ГУЛАГа ОГПУ-НКВД в 1932-1937 гг.
corporatelie
Скан оригинала публикуется в сети впервые.

"Движение" спецпереселенцев 2-й категории по данным ОСП ГУЛАГа ОГПУ-НКВД в 1932-1937 гг.
Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф.Р-9479.Oп.1.Д.89.
Опубликовано: Земсков В.Н. Спецпоселенцы: по документации НКВД-МВД СССР)//Социологические исследования.1990. № 11

В течении 1930/1931 гг. на спецпоселение было отправлено 1809024 человека. На 1 января 1932 г. 'на лицо' состояло 1317022 человек.  Остальные депортированные либо бежали, либо погибли, либо возвращены как неправильно высланные.  Демографическая ситуация в спецпоселках относительно нормализовалась только лишь к 1934-1935 гг. (рождаемость превысила смертность), 4-5 лет спустя после депортации.
Важно отметить, что данная справка Отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ-НКВД не учитывает массовую гибель людей в 1930-1931 гг., когда система спецпоселков находилась в юрисдикции адмотделов НКВД ( В июне 1931 г. спецпоселки были переданы из зоны ответственности НКВД в Отдел по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ). Сводной статистики для этих самых тяжелых двух лет до сих пор не выявлено, однако доступные цифровые сведения по Северному краю и Нарымскому округу ЗСК РСФСР говорят об экстремальном уровне смертности в 1930-1931 гг. (далее под катом)

Динамика основных причин движения населения cпецпереселенцев в Нарымском округе  в 1931-1932 гг.

Источник: Государственный архив Новосибирской области. Ф.Р-47.Оп.5.Д.137.Л.58-59. Впервые опубликовано: Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 — начало 1933 гг. /Сост. С.А.Красильников, ВЛ.Кузнецова, Т.Н.Осташко, Т.Ф.Павлова, Л.С.Пащенко, Р.К.Суханова. — Новосибирск, 1993.

Фрагмент доклада по хозяйственному освоению Нарыма спецпереселенцами (май 1931 г. - июнь 1932 г.) за подписью начальника СИБЛАГа И.М.Биксона

Источник : Государственный архив Новосибирской области. Ф.Р-47.Оп.5.Д.137. Впервые опубликовано: Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 — начало 1933 гг. /Сост. С.А.Красильников, ВЛ.Кузнецова, Т.Н.Осташко, Т.Ф.Павлова, Л.С.Пащенко, Р.К.Суханова. — Новосибирск, 1993

Цитируя Уиткрофта и Дэвиса : ' В Нарымском округе число ссыльных (за исключением вновь прибывших) за семь месяцев, с 1 июня 1931 г. по 1 января 1931 г., уменьшилось на 35 464 чел. (примерно 16 %). Среди выбывших умерли 15 712 чел. (44 %), бежали 12 756 чел. (36 %) и «вернулись домой» (предположительно легально) 7146 чел. (20 %) . Данных об уровне смертности в спецпоселениях в других регионах нет. Он, несомненно, был ниже, чем в Нарымском округе с его исключительно суровыми условиями, но, судя по всему, все равно очень высоким.'

Смертность выселенных крестьян в Северном крае с конца февраля по 1 декабря 1930 г.

Источник: Докладная записка ОГПУ от 9 февраля 1931 г. о высланных кулаках 2-й категории. Государственный архив Российской Федерации.Ф-Р.9414.Оп.1.Д.1943.Л.107.

Соответственно, с февраля 1930 г. по 1 декабря 1930 г. в Севкрае, под данным ОГПУ, из 126 095 человек умерло 21 213. Что составило 16,8% от общего количества выселенных.  Менее чем за год в Севкрае из группы депортированных в более чем 120 тыс. человек погиб каждый пятый депортированный.

Бежавшие/умершие?
В заключении важный вопрос, который в силу формата ЖЖ удасться затронуть очень поверхностно - внутренняя критика источника, а именно анализ каждой из граф форм ведомственной статистики по спецпереселенцам. Иначе говоря, насколько цифры в графах 'умерло', 'бежало' и т.д. соответствуют действительности. Я остановлюсь коротко лишь на одной графе - 'бежавшие' и ее взаимосвязи со статистикой смертности.

C подачи Виктора Николаевича Земскова (при всех его бесспорных заслугах) в историографии установилось некритическое отношение к отчетности НКВД-ОГПУ.  Если 'доархивный период' страдал чрезмерным, почти априорным доверием к нарративным источникам (мемуарам), то после 1989 г. многие историки пали жертвой своеобразного 'архивного фетишизма' и стали абсолютизировать рассекреченную сводную статистику органов, выявленную в центральных архивах, при этом практически не работая с низовым уровнем в региональных архивах для перепроверки обобщающей отчетности Центра. В результате ряд системных факторов, влияющих на сбор и интерпретацию данных работниками периферии остался попросту проигнорирован.

В своем ответе демографу С.Максудову В.Н. Земсков так обосновывал свое доверие к сводным цифрам Отдела по спецпоселенцам ГУЛАГа ОГПУ-НКВД : <...> По меркам того времени, качество учета было достаточно высоким, так как высланные кулаки фактически являлись поднадзорными, и их учет велся гораздо строже и скрупулезнее, чем в ряде случаев в отношении обычного гражданского населения<...>'Сотрудники ЗАГСов фактически не несли никакой ответственности за недоучет, а что касается комендантов спецпоселков, то за недоучет они могли подвергнуться не только служебному взысканию, но и обвинению в пособничестве «кулацкому элементу» с весьма неприятными для них последствиями. Коменданты спецпоселков были очень заинтересованы в том, чтобы никакого недоучета не наблюдалось'.

В одной из своих последних монографий 'Сталин и народ' Виктор Николаевич утверждает следующее : 'Относительно умерших в «кулацкой ссылке» в 1932-1940 годах имеется точная статистика - 389 521 человек' <...>К началу 1932 года на учете в «кулацкой ссылке» числилось свыше 1,3 млн спецпереселенцев, а было их направлено туда в 1930-1931 годах немногим более 1,8 млн. Следовательно, за 1930-1931 годы убыль составила около 0,5 млн человек. В документах нет указаний на то, из каких компонентов слагалась эта убыль. Конечно, не вызывает сомнений, что главными компонентами являлись побеги и смертность. Причем, как правило, на первом место по численности находились бежавшие, на втором - умершие'. (цит. по Сталин и народ. Почему не было восстания. М.: Алгоритм, 2014. 240 с. 12,6 п.л.)

Зафиксируем что для Земскова умершие и бежавшие - категории отдельные, не коррелирующие с друг другом. А страх наказания за предоставление недостоверных сведений, якобы, гарантировал полноту и надежность первичной статистики на местах. Однако, анализ демографических последствий той же Назинской трагедии 1933 г., где погибшие как раз являлись формально трудпоселенцами, позволяет скорректировать подобные утверждения.

.
Выписка из Приказа № 141 по Александро-Ваховской Уч. Комендатуре Сиблага О.Г.П.У. 29 июня 1933 года.


§ 2.
Не оказавшихся на лицо при переучете т/п. нового контингента в количестве - 2809 человек из них мужчин - 2725 женщин - 84 с сего числа считать в бегах и исключить из списков Комендатуры, при чем из числа бежавших обнаружено трупов на острове - 455 и в тайге - 991.
Основание: Акты перерегистрации и сведения пос. Комендантов.
П/п Комендант
Источник:  ГАНО. Ф. 7-П. Оп. 1. Д. 628. Л. 104. Опубликовано: Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.

Справка по данным учета трудпоселенцев Александро-Ваховской Участковой Ко­мендатуры СИБЛАГа ОГПУ на 20 сентября 1933 г.
на 20 сентября с/г. из числа прибывших 10289 деклассирован­ных:
Умерло 1877 человек
Бежало 3682 человека. Всего - 5559 человек.
Цифра бежавших не соответствует действительности т.к.
1)   На поселках многих хоронили по простому счету без наличия на них установочных данных, а отсутствующих при поверках числи­ли в бегах.
2)  Как видно из прилагаемой выписки из приказа № 141 по Уч. Комендатуре, громадное количество числившихся в бегах фактиче­ски умерло, причем указанные в приказе цифры обнаруженных тру­пов т/п. далеко не полны, т.к. и до последнего времени продолжают обнаруживат[ь]ся не учтенные трупы умерших т/п. Таким образом, учитывая состояние здоровья т/п.[,] дальность пути и непроходи­мость, отсутствие соответствующих припасов и т.п. надо сказать, что бежать если и удалось, то только единицам.
Уч. Комендант                     (Фролов)
б/Зав. Учета (Подпись неразборчива)

Источник: ГАНО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 628. Л. 144. Рукописный подлинник, подписи - автографы. Опубликовано: Назинская трагедия. Серия: Из истории земли Томской. Документальное научное издание. Томск: Изд-во «Водолей», 2002. 220 с. (11,7 п.л.). Составитель д.и.н. С.А.Красильников.

Итого - значительная часть формально зарегистрированных в качестве бежавших из Александро-Ваховской комендатуры (тысячи человек) на самом деле погибла в тайге.

Вышеприведенные сведения подтверждают старый источниковедческий труизм -  слепое доверие документам Центра без перекрестного сравнения с материалами низовых административных уровней может искажать оптику исследователя.


  • 1
настораживает огромная цифра убывших по прочим причинам. Что может за ней стоять?

Приехал Сталин и съел.

Какие страшные цифры.

В первых я хочу поблагодарить автора журнала за ценнейший исторический материал, узнал для себя много полезного.

Уважаемый автор, если не затруднит, прошу ответить на несколько вопросов.
Как сейчас обстоит дело с цифрами количества расстрелянных в период 37-38 гг, корректировались ли данные Земского, историками в сторону увеличения/уменьшения? Какая на сегодняшний день наиболее точная цифра расстрелянных по политическим статьям за 37-38 гг?
"Статистику" Мозохина читал, но если не ошибаюсь, там приведены неполные данные по количеству смертных приговоров.

Занимались ли вы сбором материалов по детской беспризорности в довоенный период правления Сталина?
Насколько я знаю ситуация была весьма серьёзная, что косвенно находит подтверждение в печально известном постановлении от от 7 апреля 1935 г, кроме этого в 1928 году была проведена операция по изъятию беспризорников из крупных городов страны, но информации по этому вопросу, кот наплакал, возможно вам известно больше.


Edited at 2018-12-17 12:29 am (UTC)

ну вообще-то из 209 тыс сбежавших в 74 вернулись и 38 тыс возвращено.

то есть в сумме более половины

"Середина 1930-х гг. дала кратковременное снижение числа казней, но на 1937-1938 гг. пришёлся апогей коммунистического террора – тщательно организованный, когда было расстреляно от 725 до 740 тыс. человек* (известное с начала 1990-х гг. итоговое число в примерно 682 тыс. расстрелянных скорректировано новейшими исследователями в сторону увеличения)."
А.Г.Тепляков «Процедура: исполнение смертных приговоров в 1920–1930-х годах»

* Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы в 5 тт. 1927-1939. — Т. 5. Кн. 2. 1938-1939. М., 2006. С. 568.

Edited at 2018-12-18 09:18 am (UTC)

Благодарю за ответ.

Очень интересный материал, спасибо.
Все-таки с убывшими непонятно, как считать статистику. То есть, есть умершие, тут все однозначно, и есть бежавшие, большая часть которых тоже умершие. Но ведь сначала-то они бежали. Выходит, совершившие побег и погибшие все равно должны идти по графе "бежавшие", но с пометкой, видимо, о гибели.
Жутко понимать, что даже за самое маленькой, однозначной цифрой, стоят люди - со своей жизнью, надеждами и чаяньями.

"может искажать оптику исследователя" - еще бы !
Увы, такое явление как критика источников среди историков в основном очень мало развито.
То, что цифры данные для отчетов предоставляли люди - чиновники со своими интересами, опасениями и надеждами, возможность искажения данных и практику этого искажения - не исследовал никто.
Априори считается, что раз какой нибудь чин госбезопасности или секретарь совета бумажку с цифрами подписал, так это и есть просто-таки математическо-физическая истина, аксиома.

  • 1