

Документ №2.Фрагмент докладной записки по вопросу организации и деятельности лагерных судов по делам заключенных за подписью Зам.преда Спецколлегии Верховного Суда РСФСР Юргенса и Помощника Прокурора Республики Раусова от 15 июня 1936 г.
Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф.А-428.Oп.3.Д.23.Л.11.
И мы еще даже не начали говорить про т.н. "Кашкетинские расстрелы" в Ухтпечлаге или работу тройки по Дальстрою и СевВостлагу (Колыме) в 1937-1938 гг.
Это, cкажем так, институциализированные, 'официальные' расстрелы. А были еще и такие.
Документ №3. Фрагмент письма прокурора СССР И.А.Акулова И.В.Сталину о нарушениях законности в лагерях от 4 июня 1934 г.
<...>
Анализ прошедших последнее время через Коллегию ОГПУ дел о работниках концлагерей показывает, что до сего времени имеют место в лагерях самочинные расстрелы, избиения арестованных, изнасилование заключенных женщин и другие тягчайшие преступления.
За последние 3 месяца через Коллегию ОГПУ прошло 130 таких дел; это свидетельствует о том, что преступность среди лагерной администрации велика и что мероприятия Главного управления лагерей ОГПУ не достигают цели.
Нередко низовая администрация лагерей, игнорируя приказы ОГПУ и исходя из принципа, что «все дозволено», бесчинствует и безобразничает, не встречая со стороны начальников лагерей должного отпора,
Ряд прошедших дел с достаточной очевидностью показывают, что со стороны руководства лагерями наблюдается вредное, явно примиренческое отношение к совершаемым низовым аппаратом преступлениям. Вместо внедрения в сознание низовых работников чувства величайшей ответственности за свои поступки, вместо глубокой политически-воспитательной работы наличествуют факты открытого смазывания серьезных преступлений, создается обстановка, благоприятствующая беззакониям, обстановка безнаказанности.
Приведем для иллюстрации дело нач]альн|ка участка Дмитлага АЛЕКСАНДРОВА, в распоряжении которого находилось несколько тысяч заключенных. Этот АЛЕКСАНДРОВ 4 мая 1934 г в присутствии группы заключенных и работников лагеря расстрелял заключенную женщину 20 лет, осужденную на 2 года за нарушение правил о паспортизации.
Поводом для расстрела послужила ругань заключенной и попытка ее ударить заключенного, исполнявшего обязанность старшего.
АЛЕКСАНДРОВ был предан суду Коллегии за убийство лишь по предложению Прокуратуры Союза в июне 1934 г., а руководство Восточного] р-на Дмитлага его своевременно не только не привлекло, но на другой день после убийства на митинге заключенных уполномоченный района объявил, что АЛЕКСАНДРОВ за правильное применение оружия представлен к награде.В этом же Дмитровском лагере стрелок в присутствии группы заключенных и колхозников расстрелял задержанного колхозниками беглеца заключенного. При чем расстрелял, несмотря на просьбы колхозников и беглеца не делать этого.
Начальник 3-го отд|ела| Хлебни конского р[айона] Дмитлага прекратил дело о стрелке по мотивам «повышенной нервозности стрелка». Впоследствии стрелок был Коллегией ОГПУ осужден к 10 г. лишения свободы.
В Свирлаге стрелок Дерко В присутствии 9-ти заключенных, н|ачальни|ка лагпункта и к|оманди|ра взвода расстрелял заключенного Марчини, отказавшегося следовать пешком на этап. Расстрел произведен в расстоянии 1/2 км от лагпункта. Управление Свирлага прекратило дело о стрелке, считая его действия правильными.
В поселке, на территории которого расположен лагерный пункт Бамлага, командир дивизиона ВОХРа и его адъютант ЛИЛОВ задержали двух местных рабочих и по дороге в милицию ЛИЛОВ одного из них убил без всяких оснований.
Несмотря на Привлечение к ответственности за убийство, ЛИЛОВ был назначен Командиром взвода ВОХРа и вновь в пьяном виде учинил дебош с оружием в руках.
Уполномоченный] 3-го отдела Дмитлага ШИЛКИН получил сведения о подготовке к побегу. Вместо того, чтобы предотвратить побег, ШИЛКИН через осведомителя дает указания, как лучше осуществить его, а в предполагаемом месте побега устраивает засаду, дав при этом политруку задание подобрать лучших стрелков. Обстрелянный беглец вернулся в барак, организатор побега ШИЛКИН обругал стрелков, допустивших возвращение беглеца и не расстрелявших его.
В том же Дмитровском лагере имели место возмутительные случаи расстрела с целью грабежа.
Группа стрелков ВОХРа и работники лагеря из заключенных на протяжении нескольких месяцев занимались провоцированием заключенных к побегу с целью последующего их убийства и грабежа.
Нужно отметить, что убийства заключенных за короткий отрезок времени не привлекло внимания руководства лагерей.
<...>
Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф.Р-8131.Оп.37.Д.28.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →