?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
К вопросу о полноте данных О.Мозохина за 1933 год.
corporatelie

Как известно, фундаментальными источниками по кол-ву репрессированных и расстрелянных органами советской госбезопасности является относительно небольшой комплекс документов,- это прежде всего ряд обобщающих справок, составленных для Хрущева в 1950-е(Справка Павлова, справка Руденко) а также материалы комиссии Поспелова и доклад Шверника. Эти данные в последствии ретранслировались в историографию и коррелировали с публикациями историков в 90-е и 2000-е годы. Публикацией репрессивной статистикой занимались после распада СССР и ведомственные историки ФСБ, прежде всего О. Б. Мозохин. Его работа "Статистика репрессивной деятельности органов безопасности СССР на период с 1921 по 1953 гг.(о http://www.rusproject.org/pages/analysis/analysis_3/statrepr1.html) является едва ли не единственной подробной статистической работой, где по годам приведены статистические ряды осуждений и расстрелов органами ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД в 1920-е и 1930-е.

Итак, общим местом в историографии является анализ динамики советских репрессий. Естественно, советские репрессии имели свои пики и спады, в зависимости от политической обстановки и "мероприятий" советской власти. Традиционно, выделяют два самых расстрельных периода,- это 1930 год, когда в ходе коллективизации было расстреляно около 20-30 тыс. человек, и, естественно, так называемые массовые операции 1937-1938гг., когда было расстреляно около 700 тыс. человек. В другие годы, расстрелов было по советским меркам относительно немного, и, допустим, 1933 или 1934 год в этом аспекте считаетcя "вегетерианским".

Не так давно списался с сибирским историком, к.и.н. А.Г.Тепляковым, автором фундаментальных монографий по истории сибирских органов госбезопасности по своей порфильной теме. Приведу любопытный отрывок из его письма,-"Отследил по Инету направление новейших ваших поисков, видел вопросы Н. Петрову и очень рад, что вы выбрали такую интереснейшую и нужную тему. Не сомневаюсь в кривизне известной фактологии и сам готовлю статью с критикой офиц-й статистики репрессий конкретно 1933 г., поскольку этим летом смог поработать в ЦА ФСБ и получить данные о массовых расстрелах в ОГПУ Белоруссии, которые показывают, что цифры Мозохина по 1933-му занижены минимум в 50 раз. Ну и по УССР, Казахстану нашлись данные, резко превосходящие мозохинские. Так что, не исключено, что в 1933 расстреляли даже больше, чем в 1930-м! А не те якобы 2154 чел., которые известны последние 20 лет."

Так что нас ожидает некий срыв покровов и может быть даже историчская сенсация.

Ждем рулад про то, что Деникин со своим отделом пропаганды сфальсифицировал и эту статистику.

UPD,- Алексей Георгиевич говорил именно о приговорах ПП ГПУ-ОГПУ на местах. Помимо них, приговоры выносила еще Коллегия ОГПУ.,- утчоняю для порядку.



  • 1
Только бедный Мазохин ничего не фальсфицировал. Он просто брал те сводки, к-рые лежали сверху, ничего не проверял, ничего не дополнял - даже по тому же ведомственному архиву.

Да я и не думаю, что там была намеренная фальсификация. Просто у нас 30 тысяч туда, 30 тысяч обратно,- особой разницы нет.

Дурацкий вопрос.

Существует ли в природе статистика не только осужденных по годам, но и статистика ОСВОБОЖДЕННЫХ по годам?

Вообще по всей тюремной системе, включая и гражданскую юстицию? Теоретически да. Но ее никто не публиковал, насколько я знаю.

Спасибо! Теоретически, они могли проходить как "умершие от тифа" - как, если не ошибаюсь, было на Соловках.
Хотелось бы, чтобы документы полностью рассекретили. У них, интересно, вообще есть "срок секретности"?

Ну эпидемия тифа на Соловках была в 1929-1930 гг., так что тут явно мимо.


Есть. Но ФСБ играет в одни ворота. По хорошему, надо все дела уже давно передать в государственные архивы, а они почти всю статистику хранят в ведомственных, кроме ГУЛАГа, фонд которого в ГА РФ.

Впрочем, даже в 1923—28 годы в маленькой Беларуси (примерно половина от нынешней территории) арестовывали примерно столько же, а то и больше людей, чем во всей огромной России. В связи с тем, что население Беларуси тогда составляло около 5% от численности населения России, можно сделать страшный вывод: беларусы имели в 20 раз больше шансов быть репрессированными, чем россияне. В двадцать раз!
http://inbelhist.org/?p=125

В гранит, адназначна.

Оооо, какой жыр! Какая восхитительная поебень!
Достаточно часто политзаключенных осуждали по уголовным статьям, и тогда они в учетной документации проходили как «уголовники». Между тем, анализ официальных и неофициальных источников информации, воспоминания узников ГУЛАГа, показания бывших сотрудников органов НКВД свидетельствуют, что в 1937—38 годах в лагерях, колониях и спецпоселениях «политические» составляли от 60 до 80 % всех содержавшихся там лиц, включая женщин и детей.

Re: трэш, трэш (Anonymous) Expand

А не те якобы 2154 чел., которые известны последние 20 лет.
Не знаю, что там известно историку органов государственной безопасности, кандидату исторических наук, члену Союза журналистов, и прочая, и прочая Алексею Георгиевичу Теплякову, но всему миру известна другая цифра, которая цифра приговоренных к расстрелу, а именно 2154 приговоренных местными аппаратами ПП ОГПУ - ГПУ на местах путем проведения дел через "тройки" + 1824 приговоренных Коллегией ОГПУ + (возможно) 1016 приговоренных к ВМН с заменой на ИТЛ. Итого 3978 или 4994.
[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] материалы"">') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

<hr /><i>А не те якобы 2154 чел., которые известны последние 20 лет.</i><hr />Не знаю, что там известно историку органов государственной безопасности, кандидату исторических наук, члену Союза журналистов, и прочая, и прочая Алексею Георгиевичу Теплякову, но всему миру известна другая цифра, которая цифра <b>приговоренных к расстрелу</b>, а именно <b>2154</b> приговоренных местными аппаратами ПП ОГПУ - ГПУ на местах путем проведения дел через "тройки" + <b>1824</b> приговоренных Коллегией ОГПУ + (возможно) <b>1016</b> приговоренных к ВМН с заменой на ИТЛ. Итого <b>3978</b> или <b>4994</b>.
<a href="http://istmat.info/node/284" target=_blank title="Данные О.Б.Мозохина на 1993 год с сайта "Исторические материалы""><img src="http://img-fotki.yandex.ru/get/6411/140678369.4/0_9f172_7bd7ff09_XL.jpg"></a>

Ну Тепляков имел ввиду явно ПП ОГПУ - ГПУ на местах. В любом случае 50 раз ну никак не вырисовываются. Давайте дождемся, собственно, статьи, там же все видно будет.

Я критично отношусь к любым увеличением или уменьшением статистики, но
могу быть уверен, что просто так трепать языком Тепляков не будет. Посмотрим.

Очень интересно! Где-то недавно наткнулся на информацию о сибирских историках, которые только по Сибири насчитали больше приведенных в исполнение смертных приговоров, чем в официальной статистике числилось по всему Союзу за соответствующий год. Не могу вспомнить, где я это видел.

Ну я не думаю, что будет увеличение на какие-то там астрономические порядки. Речь идет, скорее всего, о тысячах 20 казней по СССР в 1933. Но и это очень любопытно.

(Deleted comment)
"Среди работников барнаульской тюрьмы в 1940 г. ходили рассказы о том, как в 1937-1938 гг., по приказу начальника УНКВД по Алтайскому краю С.П. Попова, уничтожали приговорённых к расстрелу крестьян: политрук тюрьмы Ю.Г. Логвинов рассказывал знакомому, что их пытали, а потом «убивали ломом и сваливали в большую яму, которую я, будучи на работе в тюрьме, осматривал». В мае 1940 г. военная коллегия Верхсуда СССР в Москве осудила 11 работников Вологодского УНКВД во главе с начальником управления С.Г. Жупахиным. Трое из них – Власов, Воробьёв и Емин – обвинялись в применении «извращённых способов приведения приговоров в исполнение». Семерых чекистов постановили расстрелять. О том, что это были за «способы», можно судить по материалам комиссии Политбюро ЦК КПСС, полностью опубликованным только в 2003 г.: в декабре 1937 г. работники Белозёрского райотдела НКВД Анисимов, Воробьёв, Овчинников, Антипин и другие вывезли в поле 55 осуждённых и «порубили их топорами». В том же райотделе двух женщин забили до смерти поленьями."
[ОС УАДААК, ф. р-2, оп. 7, д. п-5037, л. 15,81,105; Сувениров О.Ф. "Трагедия РККА...", с. 288-299; "Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы". Том II, с. 589.]

Edited at 2012-09-24 02:38 pm (UTC)

(Deleted comment)
По количеству расстрелов в Украине 1932-1933 год является вторым высоким пиком после 1937-1938 годов.Пик 1930 года в 1933 в Украин явно превзошли Голодомор весьма активно дополнялся расстрелами.Судя по известной информации пик расстрелов наблюдался и по всему СССР (или по крайней мере по большинству регионов СССР).

  • 1