Previous Entry Share Next Entry
Добровольные и принудительные переселенцы
corporatelie

У очень многих наших граждан есть странная пост-советская травма,- реалии советские экстраполировать на реалии позднеимперские. Явление это скорее психологическое, нежели подкрепленное реальной фактологией и статистикой. ГУЛАГ=Каторга, столыпинская реакция=Большой террор, жандармы=НКВД, имперские неурожаи=советские голодовки и, наконец, почему-то столыпинские переселенцы=спецпереселены.

Блистательный Ihistorian не раз и не два призывал сравнивать быт столыпинских переселенцев и раскулаченных при всей абсурдности данного занятия(разумным людям, думаю, не стоит объяснять почему) причем с явным намеком, что де при Сталине спецпереселенцы то льготничали, а при Столыпине переселенцы дико и жутко страдали.

Приведу пару документов(один очень известный, другое менее) в моем любимом компаративистском разразе.

(по наводке allemand1990 — советую френдить всем)

Циркулярное письмо губернаторам

21 января 1909 г.


Циркулярно

Губернаторам


Один из губернаторов нашел возможным для проведения в жизнь Высочайшего Указа 9 ноября прибегнуть к такой мере, как предписание земским начальникам понуждать к укреплению и выделу к одним местам должностных лиц крестьянских управлений их собственной земли, а в случае отказа последних без достаточных оснований от укрепления немедленно возбуждать вопрос о несоответствии их занимаемой должности.

Между тем вся сущность закона 9 ноября основывается исключительно только на добровольном сознании населением выгод для него перехода к личной земельной собственности и не дает никаких прав администрации оказывать в этом отношении какое-либо давление на население.

Приведенная мера, представляющаяся, таким образом, совершенно незаконною, вместе с тем не только не достигает цели, но даже должна была быть признана вредною, как подрывающая сочувствие и доверие крестьян к землеустроительным начинаниям правительства. Ввиду сего прошу Ваше Превосходительство при выборе способов проведения в жизнь Указа 9 ноября неотступно держаться того положения, что органы правительства могут лишь разъяснять населению смысл перехода к лучшим формам землевладения, ознакомлять крестьян с порядком этого перехода и его практическими и юридическими последствиями, требовать от должностных лиц исправного исполнения их обязанностей по этого рода делам, но отнюдь не могут понуждать этих лиц и вообще кого бы то ни было к переходу к личной собственности, составляющему по Указу 9 ноября 1906 года право крестьян воспользоваться коим всецело зависит от личного усмотрения каждого отдельного крестьянина.


Подписал: Министр внутренних дел, статс-секретарь Столыпин

Скрепил: Управляющий отделом Я. Литвинов

21 января 1909 г.

№ 4

[Резолюции на полях:] 1) Всякие меры административного воздействия на должностных лиц крестьянского управления для побуждения их к выходу из общины незаконны и недопустимы.

2) Для проведения в жизнь Указа 9 ноября надлежит ограничиться мерами, направленными к пояснению населению смысла перехода и к возможно быстрому удовлетворению ходатайств об укреплении в личную собственность.

Цит. по: П.А. Столыпин. Грани таланта политика. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. С. 229-230.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации»


Постановление политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации»

Совершенно секретно
30 января 1930 г.

I. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств и решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс и признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с.-х. кампанией, ЦК постановляет:

В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительно массового развёртывания коллективизации, следующие мероприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3. Одновременно в целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым советской властью и колхозами мероприятиям принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория - контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдалённые местности Союза ССР и в пределах данного края в отдалённые районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.

4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе, с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем, примерно, 3-5%. Настоящее указание (3-5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств.

Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА. В ношении же кулаков, члены семей которых длительное время работают на фабриках и заводах, должен быть проявлен особо осторожный подход с выяснением положения соответствующих лиц не только в деревне, но и у соответствующих заводских организаций.

II. О выссылке и расселении кулаков

В качестве мероприятий для ближайшего периода провести следующее:

1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль-май), исходя из приблизительного расчёта - направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдалённые районы - 150 000 кулаков; озаботиться принятием всех мер к тому, чтобы к 15 апреля эти мероприятия были осуществлены в отношении, во всяком случае, не менее, чем половины указанного количества. Проведение этих мероприятий должно быть поставлено в зависимость от темпа коллективизации отдельных областей СССР и согласовано с краевыми комитетами ВКП(б).

2. Члены семей высылаемых и заключённых в концлагеря кулаков могут, при их желании и с согласия местных райисполкомов, остаться временно или постоянно в прежнем районе (округе).

3. Ориентировочно, в соответствии с данными мест, установить по областям следующее распределение заключаемых в лагеря и подлежащих высылке (в тыс.):

КонцлагерьВысылка
Средняя Волга3-4 тыс.8-10 тыс.
Сев. Кавказ и Дагестан6-8 тыс.20 тыс.
Украина15 тыс.30-35 тыс.
ЦЧО3-5 тыс.10-15 тыс.
Нижняя Волга4-6 тыс.10-12 тыс.
Белоруссия4-5 тыс.6-7 тыс.
Урал4-5 тыс.10-15 тыс.
Сибирь5-6 тыс.25 тыс.
Казахстан5-6 тыс.10-15 тыс.

В отношении остальных областей и республик аналогичную намётку поручить произвести ОГПУ по согласованию с соответствующими крайкомами и ЦК ВКП(б)

4. Высылку произвести в округа Северного края - 70 тыс. семейств, Сибири - 50 тыс. семейств, Урала - 20-25 тыс. семейств, Казахстана - 20-25 тыс. Районами высылки должны быть необжитые и мало обжитые местности с использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах (лес, рыба и проч.).

Высылаемые кулаки подлежат расселению в этих районах небольшими посёлками, которые управляются назначаемыми комендантами.

5. Высылаемым и расселяемым кулакам при конфискации у них имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства в соответствии с характером их работы на новом месте и необходимый на первое время минимум продовольственных запасов. Денежные средства высылаемых кулаков также конфискуются с оставлением, однако, в руках кулака некоторой минимальной суммы (до 500 рублей на семью), необходимой для проезда и устройства на месте.

6. В отношении кулацких хозяйств, оставляемых на месте с отводом им новых участков вне колхозных полей, руководствоваться следующим:

а) окрисполкомами должны быть указаны места расселения с тем, чтобы поселение в отведённых районах допускалось лишь небольшими посёлками, управление которыми осуществляется специальными комитетами (тройка) или уполномоченными, назначаемыми райисполкомами и утверждаемыми окрисполкомами.;

б) расселяемым кулакам этой категории средства производства оставляются в размерах, минимально необходимых для ведения хозяйства на вновь отводимых им участках;

в) на расселяемых возлагаются определённые производственные задания по сельскому хозяйству и обязательства по сдаче товарной продукции государственным и кооперативным органам;

г) окрисполкомам срочно проработать вопрос о способах использования расселяемых кулаков как рабочей силы в особых трудовых дружинах и колониях на лесоразработочных, дорожных, мелиоративных и других работах;

д) в отношении кулацких семей, веселенных за пределы районов, необходимо в частности иметь в виду возможность их расселения с противопоставлением - где это возможно - отдельных элементов молодёжи остальной части кулаков. При этом следует использовать такие методы, как собирание ими подписки на газеты и литературу, создание библиотек, организация общих столовых и другие культурно-бытовые мероприятия. Считать возможным в некоторых случаях привлечение отдельных групп молодёжи к выполнению в порядке добровольчества тех или иных работ для местных советов, для обслуживания бедноты и т.п., а также создание особого вида производственных артелей и с.-х. объединений, например, в связи со строительными и мелиоративными работами, а также облесением, корчёвкой леса и т.д. Все эти мероприятия должны проводиться под строжайшим контролем местных органов власти.

7. Списки кулацких хозяйств (вторая категория), выселяемых в отдалённые районы, устанавливаются райисполкомами на основании решений собраний колхозников, батрацко-бедняцких собраний и утверждаются окрисполкомами. Порядок расселения остальных кулацких хозяйств (третья категория) устанавливается окрисполкомами.

III. О конфискации и распоряжении конфискованным имуществом

1. Конфискация имущества кулаков производится особоуполномоченными райисполкомов с обязательным участием с/совета, председателей колхозов, батрацко-бедняцких групп и батрачкомов.

2. При конфискации производится точная опись и оценка конфискуемого имущества, с возложением на с/советы ответственности за полную сохранность конфискованного.

3. Конфискуемые у кулаков средства производства и имущество передаются РИКами в колхозы в качестве взноса бедняков и батраков с зачислением конфискованного в неделимый фонд колхозов с полным погашением из конфискуемого имущества причитающихся с ликвидируемого кулацкого хозяйства обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам.

4. Колхозы, получающие землю и конфискуемое имущество, должны обеспечить полный засев передаваемой земли и сдачу государству всей товарной продукции.

5. Конфискуемые жилые кулацкие постройки используются на общественные нужды с/советов и колхозов или для общежития вступающих в колхоз и не имеющих собственного жилья батраков.

6. Сберкнижки и облигации госзаймов у кулаков всех трёх категорий отбираются и заносятся в опись с выдачей расписки о направлении их на хранение в соответствующие органы Наркомфина. Всякая выдача выселяемым кулацким хозяйствам из взносов в сберегательные кассы, а также выдача ссуд под залог облигаций в районах сплошной коллективизации безусловно прекращается.

7. Паи и вклады кулаков всех трёх категорий в кооперативных объединениях передаются в фонд коллективизации бедноты и батрачества, а владельцы их исключаются из всех видов кооперации.

Принимая настоящие решения относительно ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации, ЦК категорически указывает, что проведение этих мероприятий должно находиться в органической связи с действительно массовым колхозным движением бедноты и середняков и являться неразрывной составной частью процесса сплошной коллективизации. ЦК решительно предостерегает против имеющихся в некоторых районах фактов подмены работы по массовой коллективизации голым раскулачиванием. Лишь в сочетании с самой широкой организацией бедноты и батрачества и при сплочении бедняцко-середняцких масс на основе коллективизации, необходимые административные меры по раскулачиванию могут привести к успешному разрешению поставленных партией задач в отношении социалистического переустройства деревни и ликвидации кулачества.

ЦК подчёркивает, что все указанные мероприятия должны быть проведены на основе максимального развёртывания инициативы и активности широких колхозных, в первую очередь батрацко-бедняцких, масс и при их поддержке. Решениям о конфискации кулацкого имущества и выселении кулаков должны предшествовать постановления общего собрания челнов колхоза и собрания батрачества и бедноты. Предупреждая против недооценки трудностей, связанных с осуществлением этих мероприятий и требуя от местных организаций принятия всех мер для максимально организованного их проведения, ЦК обязывает крайком и нац. ЦК установить не на словах, а на деле постоянное руководство за проведением настоящих решений в жизнь.

IV. Особые постановления

1. В помощь местным парторганизациям по проведению указанных выше мероприятий, ЦК постановляет мобилизовать на 4 месяца из промышленных областей (Московской, Ленинградской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской, Харьков - Донбасс и т.д.) 2500 партийцев не ниже окружного масштаба. Мобилизованные должны выехать на места не позднее 20 февраля.

2. Предоставить ОГПУ право на время проведения этой кампании передоверять свои полномочия по внесудебному рассмотрению дел ПП ОГПУ в областях. В этих случаях рассмотрение дел производится совместно с представителями крайкомов ВКП(б) и прокуратуры.

3. На текущий бюджетный 1929/30 г. увеличить штаты ОГПУ на 800 чел. уполномоченных с отпуском потребных для этого средств для обслуживания тех административных районов, где таких уполномоченных нет. Этих 800 товарищей разрешить ОГПУ мобилизовать, прежде всего, за счёт старых чекистов из запаса. Кроме того, увеличить состав войск ОГПУ на 1000 штыков и сабель (на текущий бюджетный год). РВСР передать ОГПУ соответствующее количество личного состава.

4. Предложить Совнаркому СССР в трёхдневный срок рассмотреть смету необходимых расходов, связанных с проведением указанных мероприятий, сметы на расходы по выселению кулаков в отдалённые районы и сметы на организацию новых дополнительных лагерей в районах Сибири и Северного края. ОГПУ - представить эти сметы.

5. Поручить НКПС и ОГПУ в 5-дневный срок разработать план необходимых железнодорожных перевозок.

6. Поручить НКТруду и ВЦСПС и вместе с тем ВСНХ и НКПС принять немедленные меры по очистке промышленных предприятий в городах от отдельных кулацких элементов (не допуская какой-либо общей кампании чистки на предприятиях), а также принять жёсткие меры к дальнейшему недопущению таких элементов на производство.

7. Обязать партийные комитеты (особенно Москвы, Ленинграда, Харькова и Киева), ОГПУ и НКПросы союзных республик принять более решительные меры по борьбе в ВУЗах и ВТУЗах с контрреволюционными группировками молодёжи, связанной с кулацкими элементами в деревне.

8. Срочно пересмотреть законодательство о религиозных объединениях в духе полного исключения какой бы то ни было возможности превращения руководящих органов этих объединений (церковные советы, сектантские общины и пр. в опорные пункты кулачества, лишенчества и вообще антисоветских элементов.

Поручить Оргбюро ЦК дать директиву по вопросу о закрытии церквей, молитвенных домов сектантов и проч. И о борьбе с религиозным и сектантским движением, в целях устранения тормозов в соваппарате, мешающих проведению в жизнь принятых подавляющей массой крестьянства решений о закрытии церквей, молитвенных домов сектантов и т.п. В этой директиве указать также на необходимость особо осторожного проведения этих мероприятий в отсталых национальных районах.

9. Вытекающие из настоящего постановления законодательные изменения поручить СНК СССР издать в 5-дневный срок с тем, чтобы они были введены в действие крайисполкомами и правительствами национальных республик в районах сплошной коллективизации немедленно, а в остальных - в зависимость от темпа развития сплошной коллективизации в этих районах.

10. Срочно (в 3-дневный срок) издать не подлежащий опубликованию декрет о повсеместном (а не только в районах сплошной коллективизации):

а) запрещении свободного переселения кулаков из мест своего жительства без разрешения райисполкомов под угрозой немедленной конфискации всего имущества;

б) запрещении распродажи кулаками своего имущества и инвентаря под угрозой конфискации и других репрессий.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 8. Л. 64—69. Заверенная копия;


  • 1
Столыпин требовал "20 лет покоя" , да под его честное слово, что все задуманное им по реформе должно исполнится именно так, как он предполагает.
А в случае с коллективизацией преобразования надо было провести в считанные годы, и с гарантрованнвм результатом.

и как результат?

отличный результат ! поголовье КРС уменьшилось вдое а посевные увеличились тольо лет через 10 не смотря на введение тракторов и тд . в общем суперпиздато стало :)
люди херни начитаются и не думая агитки постят что колхозы были необходимы что если бы не колхозы...
если бы не колхозы то и поголовье не уменьшилось бы и урожаи поболее были бы

(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Получился. Надо ж было, чтобы не платить крестьянину, а он бы пахал, сеял, собирал и отдавал. Но ненадолго.

Да, хотел спросить,- насколько сократилось поголовье КРС в Казахстане в результате мероприятий по переводу казахов на оседлый образ жизни в 1929-1933?

Можете ли Вы привести аналогичный пример сокращения КРС в административно-территориальном субъекте из аграрной истории Российской Империи 1861-1917гг?

это все злые кулаки виноваты ! ;) во всяком случае так у меня один товарищь утверждает . ну бля прямо демоны какие то ! демоны искусители ! приходят к Ваньке и убеждают зарезать поросенка хоть мясо поесть а то завтра в колхоз отберут а Ванька он из бедной семьи он только о том и думал как бы бесплатно соввласти родной отдать все даже курицу а кулак его с толку сбил ! :)
а еще кулак на расстоянии а может еденицы тех кто по 3-й категории был и остался на местах заставили в неподготовленные места без тепла без кормов скотину согнать , такие всесильные аж завидно становится !!! :)

Простите, а какую научную литературу о коллективизации и о Столыпинской реформе Вы читали?

Ну так провели бы в основных зернопроизводящих районах (Украина, Северный Кавказ, Центральное черноземье). В убогом нечерноземье (а тем более в Якутии) то зачем проводить, много хлеба там всё равно не возьмёшь.
Зачем сразу обобществили всю землю не оставив крестьянам огородов? Зачем обобществляли свиней и птицу, всё равно прирост производства той же птицы можно получить только на индустриальных птицефабриках? В общем это была совершенно непродуманная компания приведшая к голоду 1933 года.

У меня прапрадед и прпрабабка переселялись еще до Столыпина. Сначала из Черниговской поехали на северный кавказ, но там им не понравилось. Оттуда поехали к отцу (вот кого из них не скажу, уже забыто) в Воронежскую губернию, он туда был барином сослан еще при праве, там и остался. Пожили у него, нанялись на работу, чтобы заработать на лошадей. Года 3 работали там, родилась моя прабабка. И потом уже с заработанным поехали в Северный Казахстан. Не хуже американского великого переселения.

Edited at 2012-12-19 08:07 am (UTC)

так и предки моей бабушки после отмены крепостного права на Алтай переселились оч долго ехали на волах .

Ого. Путешественники :) И вполне себе все справились сами, без руководящей и направляющей.... эх

(Deleted comment)
(Deleted comment)
О, мой прадед тоже из Черниговской в северный Казахстан поехал с родителями, еще до Столыпина. Прабабка откуда-то с Новороссии туда же. Тоже до Столыпина.

Т.е. забитый царский крестьянин как-то справился с тем же, с чем и свободный американский поселенец :) А нас-то учили, что до советской власти жизни не было...

И здесь лимиты только на лагерь и депортацию. Массовые операции 1937-1938 не на пустом месте возникли, всё ж отработано было. И очень характерно, что всё сов. секретно. Вроде законы есть и даже конституция, но с центра приходит секретная бумажка и закона нет.

Постановление ЦИК и СНК на это счет вышло на следующий же день.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account