corporatelie (corporatelie) wrote,
corporatelie
corporatelie

Categories:

Смертность в домах младенца ГУЛАГа в 1941-1943 и 1947-1949 гг.

Поскольку предыдущий документ вызывал довольно бурное обсуждение я решил выложить весь массив документов по младенческой смертности в так называемых домах младенца Главного управления лагерей, где содержались дети заключенных, в сопоставлении с уровнем мс среди свободного населения Советского Союза.

Публикую ряд документов найденных мною в архиве. Поскольку все документы не публиковались не даю точный шифр до тех пор пока не использую эти документы в своих публикациях. Скажу лишь, что все документы взяты из фонда 9414 Государственного архива Российской Федерации, опись 1с.

 Предупреждаю, что документооборот санитарного отдела ГУЛАГа(особенно рукописные копии) велся зачастую очень небрежно, в самих документах иногда попадаются  ошибки, что усложняет анализ и расчеты, поэтому мои расчетные коэффициенты в этом посте носят пока предварительный, "черновой" характер и могут измениться в ту или иную сторону после того как я завершу подсчет и сопоставление разных документов и источников. В любом случае документы представляют несомненный интерес сами по себе и различить цифры при желании можно.

Документ №1.
Рукописная копия отчета Санитарного отдела о смертности детей в домах младенцах ГУЛАГа за 1941, 1942, 1943 и несколько месяцев 1944г.





Следует отметить, что смертность в документе указана среднемесячная.

К сожалению, в документе нет полных данных за 1944 год, только за несколько месяцев и мне пока не удалось найти цифр за 1944-1945-1946г,  но в моем распоряжении есть цифры смертности в домах младенца для трехлетия 1947-1949гг.

Документ №2.




Опубликовано: История Сталинского ГУЛАГа. Население ГУЛАГа: численность и условия содержания. Т. 4. М.: РОССПЭН. c.563-564.


Интересным будет сопоставить подобный уровень смертности с уровнем младенческой смертности по СССР.
Позаимствуем данные по младенческой смертности на воле в 1941-1945гг из сборника Денисенко М.Б. Великая Отечественная война в демографическом измерении // Покушение на Великую Победу. М.:Алгоритм, Эксмо, 2005.

Процитируем статью из сборника Денисенко М.Б. Великая Отечественная война в демографическом измерении // Покушение на Великую Победу. М.:Алгоритм, Эксмо, 2005

"Динамика младенческой смертности в РСФСР за 1940—1945 годы выглядит следующим образом:


Население

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Все

205

178

245

135

115

92

Городское

218

194

267

152

121

100

Сельское

200

170

234

125

111

86



На Украине коэффициент младенческой смертности в 1945 году составил 91 против 164 в 1940-м, а во всем СССР — 86 против 182. Таким образом, после повышения в конце 1941 — середине 1942 года на втором этапе войны в СССР наблюдалось резкое — двукратное — снижение младенческой смертности.

 Отметим, что до этого на протяжении 20 лет коэффициент младенческой смертности в СССР практически не изменялся. Решающим фактором в снижении детской смертности, как показали исследования Р. Сифман, оказалось внедрение с 1943 году в лечебную практику новых лечебных средств — сульфаниламидных препаратов, весьма эффективных в лечении желудочно-кишечных заболеваний и пневмоний, на которые пришлась основная доля (72,4%) общего сокращения смертности детей до 1 года
."
Конец цитаты.

Для 1947 коэффициент младенческой смертности в РСФСР составил 204 pro mile, в 1948,- 139 pro mile, в 1949,- 141 pro mile.(Данные из фундаментального труда Е.М. Андреева, Л.Е. Дарского,Т.Л. Харьковой.Демографическая история России:1927-1957.Москва "Информатика" 1998.)


UPD: убрал из поста графики, потому что решил все еще раз перепроверить после обнаружения мною ошибки авторов таблицы в документе ниже.  Это далеко не первая ошибка, встреченная мной в подсчетах САНО ГУЛАГ.

Следующий документ относиться к 1943 году и позволяет взглянуть на смертность в домах младенца ГУЛАГ НКВД в разрезе отдельных лагерей.

Документ№3. Смертность среди детского населения детей заключенных матерей.



Этот документ интересен прежде всего тем, что позволяет отойти от средних показателей по системе, а спуститься на конкретный уровень по отдельным лагерям,- это иногда делать крайне полезно.
UPD. В этих рукописных копиях черт ногу сломит. В документе допущена ошибка врачами САНО, они ошибочно просто суммировали среднемесячную смертность за все месяцы, а так делать, насколько мне известно, нельзя.  Смертность в Рыблаге за 10 месяцев не 82%, а за 12 получится 64%(и в остальных лагерях тоже необходимо корректировать коэффициент с учетом ошибки), если корректно посчитать по месяцам. Каждый второй ребенок. Уточнения по вычислениям принимаются.

UPD 2. Поправил коэффициент в Рыблаге исходя из более верной формулы пересчета.

I.Рыблаг НКВД.

В январе в Рыблаге вымерло 11% детей, в феврале 10%, в марте 7%, в апреле 5,1%, в  мае 11,3%, в июне 15%, в июле 12,4%, в августе 12, 3%, в сентябре 8,1%, в октябре 5,6%.

Годовая  детская смертность в Рыблаге составила 64%. Вдумайтесь в эти цифры.

Факт совершенно неизвестный не то что широкой общественности, но даже специалистам-ученым. Естественно, никакой мемориальной доски или плиты, где говорилось бы об этой катастрофе в современной РФ нет.

Другие лагеря хоть показывали и меньшую, но все равно чудовищную смертность среди детей.

Младенческая смертность на воле в РСФСР, напомню, равнялась в 1943 году  135 промилле. Сопоставьте со смертностью в домах младенца ГУЛАГа вообще или с любым лагерем из таблицы.

II.Сиблаг НКВД
Не сильно отличался от Рыблага по смертоносности и Сиблаг.

В январе в Сиблаге вымерло 11% детей, в феврале 6,2%, в марте 6,4%, в апреле 11,5%, в  мае 8,1%, в июне 4,1%, в июле 9,7%, в августе 8,3%, в сентябре 4,4%, в октябре 7,3%.

Далее я приведу документы по отдельным месяцам 1944 года, с разбивкой по интенсивности умирания.





Как мы можем видеть в ОИТК Саратовской области умерло за месяц 20% всех детей. Напомню, что годовой показатель мс для РСФСР в 1944 равнялся 115 промилле.
А в Саратовской колонии вымирает за месяц(!) 20%(200 промилле) детей.
Но это один из худших показателей в Союзе. Допустим, в Кемеровской ИТК  за январь умерло "всего" 1,6% детей.  Между этими крайностями застыли такие чудовищные показатели как 12-13% за месяц,  8-9%, 2-3-4% в месяц. и т.д.

В некоторых лагерях и колониях, где детское население было исчезающе малым, смертности детей не наблюдалось вовсе.

Смертность в феврале и марте 1944г.






Опять черезвычайно высокая смертность в эти месяцы 1944 года была зафиксирована в ОИТК Саратовской области.

Август Сентябрь 1944г. по всем  ИТЛ-УИТК-ОИТК


Сентябрь-Октбярь  1944г. по всем  ИТЛ-УИТК-ОИТК



Tags: 1941-1945 гг., 1947-1949 гг., ГУЛАГ, Дома младенца ГУЛАГ НКВД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →