?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Смертность в лагерях ГУЛАГа ОГПУ в 1933г. по материалам САНО ГУЛАГ ОГПУ
corporatelie

Черновик из дела 2740, первой(секретной) описи фонда 9414 Государственного архива Российской Федерации.

Как водится, в сети публикуется впервые.


Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.2740.Л.8.

В 1933г. в лагерях ГУЛАГа только по официальным данным погибло 67 тыс. человек, что составило 15% от среднегодовой среднесписочной численности. Фактически, за решеткой погиб каждый 6 заключенный: это абсолютный максимум мирного времени за всю историю отечественной пенитенциарной системы двух веков, что еще раз свидетельствует о беспрецедентности и тяжести голодного кризиса 1932-1933 гг. в СССР. Таких удельных показателей никогда не фиксировалось в масштабах тюремной системы Российской Империи, например, за 30 лет их существования, включая даже годы Первой мировой войны и архаичных 1880-х.

Эти данные, по понятным причинам, не учитывают погибших в ходе так называемых "разгрузок" лагерей от инвалидов и неизлечимо больных в соответствии с приказом ОГПУ №361/164 «О разгрузке ИТЛ ОГПУ от стариков, совершенных инвалидов и тяжело больных»., которые в 1933г. проводились во всех лагерях. Также эти цифры не включают умерших в системах республиканских наркомюстов и  в камерах предварительного заключения милиции.
Общий коэффициент смертности сильно колебался от одного лагерного комплекса к другому: например, в Вишерском ИТЛ вымерло 34% всех заключенных, каждый третий от среднесписчного состава, в САЗЛАГе погибло 25% всех лагерников: каждый четвертый. Самый низкий показатель зафиксирован в небольшом Саровском лагере: 4%.

Нигде в развитых европейских странах в 1930-е годы не фиксировалось подобных индексов смертности, что доказывает очевидную аномальность происходящего в ГУЛАГе в мировом контексте. Более того, данный показатель был хуже, чем показатели колониальных тюрем Въетнама в тот год.

В целом, смертность в ГУЛАГе в несколько раз превышала смертность сопоставимых возрастов в свободном населении СССР, даже несмотря на голодную катастрофу весны-лета 1933г.



P.S.

Как-то я выкладывал этот же документ в ру_хистори, но как скан страницы из сборника документов.

Как всегда, набежали нестерпевшие зубры-археографы из  бригады ультра-неадекватных сталинистов, которыми так полнится рунет(хотя рунет полнится и неадекватными монархистами, антисоветчиками, либералами, да и кем угодно, справедливости ради. Хтонические персонажи могут себя считать хоть евразийцами-экзистенционалистами)  и заявили, что проценты высчитаны редакторами непложивого рукопожатного Росспэна, чтобы "очернить" самый справедливый советский ГУЛАГ, где, как известно теперь, даже сушки осваивали в этот непростой год.

Оценить силу и мощь аргументации можно вот здесь: http://ru-history.livejournal.com/3764654.html?thread=59148206#t59148206




alter_vij (от 193.218.181.33)
для начала поинтересуйтесь как по светским нормативам считается среднесписочная численность. Редакторы РОССПЭНа этим не понинтересовались и быстренько приписали правый столбец с процентами (кстати, с арифметическими ошибками).
Ну а если кол-во умерших (абсолютную цифру) сравнивать не со среднесписочной численностью (условной цифрой), а с числом всех побывавших в лагере за год (а там будут освобожденные, прибывшие, транзитные этапы и т.п.) то % будет заметно меньше.
Вот и весь скрет Вашей "разоблачительной" арифметики...

Чао, г-н пропагандист. Вы старательный, но не слишком грамотный

corporatelie (от 89.23.1.128)

13 февраля 2013, 10:48:02 UTC Комментарий изменен:  13 февраля 2013, 10:48:53 UTC

Так. Вы были в фонде 9414 в ГА РФ? Я был. Вы держали в руках хоть один документ по смертности в ГУЛАГе? Что вы вообще знаете о "советских нормативах", принятых в Санитарном и Учетно-распределительном Отделах ГУЛАГа для подсчета смертности или среднесписочного состава?

Редакторы РОССПЭНа этим не понинтересовались и быстренько приписали правый столбец с процентами (кстати, с арифметическими ошибками). ----
Вы абсолютно бездоказательно выдумали каких-то редакторов Росспэна, которые что-то там приписывали. В документе нет никаких приписок. Это цифры оригинального документа. Процент высчитан не какими-то редакторами росспэна, а статистиками САНО в 1934 году.

Вы понимаете, что сейчас на голубом глазу обвинили доктора исторических наук Виктора Николаевича Земскова в фальсификации?
"В 1933 г. в лагерях ГУЛага умерло в 5,1 раза больше заключенных, чем в 1932 г., в том числе в Дальлаге - в 12,2, Карлаге - в 10,2, в Сиблаге - в 7,5, Темлаге - в 4,2, Белбалтлаге -в 3,9 раза. Средний уровень смертности составил 15,7% с колебанием от 10% в Белбалтлаге до 34,6% в Вишлаге и 27% в Сазлаге. "- читаем мы у Земскова.

И даже И.Пыхалова?Итак, Вы сейчас идете в блог к Игорю Пыхалову, автору эпохальных просталинских "Великой Оболганной Войны" и" Великого оболганного Вождя". Он работал с документами САНО в 9414, он не ужасный corporatelie-фальсификатор, он свой советский патриот в доску, - и спрашиваете у него,- "а какая была смертность в Вишлаге в 1933 году?".

Потом возвращаетесь сюда и извиняетесь перед Земсковым и редакторами РОССПЭНа. Передо мной можете не извиняться. Это будет хотя бы честно.

Но Вы же никуда не пойдете и ничего спрашивать не будете, правда?" Конец цитаты.

Естественно, т.alter-vij никуда не пошел. Но зато правоверно объявил меня пропагандистом и попытался бороться с фальсификаций советской истории фальсификацией советской истории. Что не ново, товарищи. Ой не ново под этими многострадальными небесами.


  • 1
Мне почему-то кажется, эта полоумная сетевая зверушка alter_vij так и не вернётся с извинениями.

Уверен, что нет. Просто это несколько типично: врат и выдумывать, чтобы спасти ото лжи объект преклонения.:)

Они все разные, но почему-то похожи как братья-близнецы: хамить начинают сразу, а не извиняются практически никогда. Такая порода, несгибаемая, гвозди бы делать.

Зачем вообще спорить с сумасшедшими? )

Бесполезно конечно. Ради выявления социальных закономерностей и трендов разве что.)

он не сумасшедший, вот ведь в чем дело. То есть может и сумасшедший по политическим взглядам, как НБПшник и сторонник династии Кимов и даже желавший установления в СССР Сталинской династии, но он серьезный человек, автор книг,востоковед и даже главный редактор.

Хорошо, это сумасшедший нацбол Волынец, автор шизофренической биографии Жданова. Так будет точнее.

По детско-пошлым ответам так и не скажешь сразу )

ру-хистори - это просто заповедник для подобных персонажей. Я оттуда после полутора лет членства отписался. Спорить с реконструкторами и фолкисториками - смысла нет никакого.

Косарекс писал, что альтер вж из крупной кгбшной, толи номенклатурной семьи. Ихисториан тоже из номенклатурщиков. Ищите корни сталинизмов и прочее там

Да дофига среди этой публики клоунов, у которых окромя грязи под ногтями своего не было ничего никогда.
Но такие, как правило, книжек не пишут.

А существуют какие-то работы про "разгрузки" лагерей от инвалидов и т.п.? Это же наверняка не единичная акция была, а более-менее регулярная практика?

К сожалению, нет. Это очень существенный пробел, конечно.

Такую работу(с критикой официально устоявшихся в историографии цифр смертности) я планирую написать в скором времени, кое-какие материалы по разгрузкам мне в архиве удалось найти.

Мне лично больше понравились "Это автор в фотошопе нарисовал!" и "В США негров линчуют". Вот эти категории точно с конвейера сходят.

  • 1