corporatelie (corporatelie) wrote,
corporatelie
corporatelie

Categories:

Документы расследования назинской катастрофы от 1933 года, Ч.II.

Представляю Вашему вниманию окончание докладной записки о расследовании фактов "по сообщению т.Величко", а также постановление Бюро Краевого Комитета ВКП(б) от 1 ноября 1933 года по тому же вопросу.

Докладная записка комиссии по расследованию заявления Величко адресованная в ЦК ВКП(б), председателю ЦКК ВКП(б) Я.Э. Рудзутаку, секретарю Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) Р.И. Эйхе
г. Новосибирск 31 октября 1933 г.
Сов. секретно


<...>
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Касаясь трудоустройства, надо со всей ясностью подчеркнуть, что в условиях сурового климата, воды, трудпоселенцы, в значи­тельной своей массе не приспособленные к физическому труду и не обладающие достаточным хозяйственным опытом, не могут являться тем контингентом, который бы освоился с природными условиями и крепко мог бы осесть на отведенных участках, за­нимаясь теми или другими работами. Участки, как «Назино» или «Новый путь», могут иметь основным видом занятий земледелие, но для этого нужно освоить большие работы по корчевке леса, а если заниматься подсобными промыслами — рыболовством, раз­вернуть лесохимическое производство, лесозаготовки, то и в этой части будет очень трудно овладеть этим людям данными отрас­лями хозяйства, а участок Верх-Паня надо признать совершенно не пригодным к какому бы то расселению, как не имеющий около себя земельных угодий (в горе).
Комиссия высказывается за необходимость полной ликвидации участков и вывод из Александровского района трудпоселенцев с тем, чтобы разместить их в иных местах, или [в] лагерных поселе­ниях или в местах расселения среди уже обжившихся старых кон-тингентов спецперсселенцев.

ОБ УЧЕТЕ
Необходимо остановиться на вопросах, связанных с учетом трудпоселенцев со стороны комендатур и участковых комендантов. Комиссия здесь столкнулась с такого рода безобразными фактами, которые указывают на преступное отношение к постановке учета трудпоселенцев.
Мы ни на одном участке не могли получить точных цифр, ка­кое количество людей прибыло, какое количество людей умерло
и какое количество людей сбежало. Нет также точного учета на­личия продовольствия, хозяйства и т. д. Все это указывает на то, что руководство комендатур совершенно не придает никакого значения как вопросам охраны социалистической собственности и учету продовольственных ресурсов, так и особенно совершенно от­сутствует какая-либо ответственность за учет людского состава трудпоселенцев.
Те общие цифры, которые нам удалось выявить, указывают, что из общего количества 10289 чел., поступивших трудпоселен­цев в Александровскую комендатуру, налицо на день нашего при­езда на всех поселках комендатуры имелось 2025 чел. Если к этому прибавить еще 1940 чел., отобранных до нашего приезда и посланных для переселения их в концлагеря, то мы получим ко­лоссальную цифру разрыва, которая выражается в 6324 чел., при­чем из этого количества 3196 чел. умерло и 3691 чел. числится в бегах, но из этих бежавших надо считать значительную часть погибшими в тайге, в болотах и на речках.
Из числа оставшихся 2025 чел. ко дню отъезда комиссии на поселках Александровской комендатуры осталось 1400 с лишним человек, из которых комиссия определяет 50 % больных, лежащих, из остального количества процентов 35—40 слабосильных и только около 10—15 % людей могут еще выполнять кое-какую работу.
Обращает на себя внимание недостаток, а на некоторых участ­ках полное отсутствие перевозочных средств и средств связи — недостаток лодок, нет моторок, нет паузков, чтобы своевременно регулярно забрасывать на участки продовольствие и обмундиро-: вание. Также узким местом является вопрос телеграфной и радиосвязи. I
За период обследования через Сибл-зг, местные организации (районные комендатуры, окружком партии, уполномоченного т. Бе­локобыльского) был проведен ряд мероприятий для улучшения быта т/поселенцев. На требование комиссии о посылке Сиблагом на места расселения необходимых медикаментов, обмундирования, продовольствия, медперсонала и т. д.— все эти заявки к моменту отъезда комиссии из Нарыма уже выполнялись, требуемое при­ходило на места, и в основном могли удовлетворить необходимые нужды для организации нормальных условий жизни т/поселенцев.
Комиссией даны конкретные указания уполномоченному Сиб­лага по Нарымскому округу тов. Белокобыльскому по всем во­просам, связанным с улучшением бытового устройства т/поселенцев.
Результаты обследования были сообщены бюро Нарымского окружкома партии, которое также со своей стороны приняло ряд практических мероприятий в деле улучшения бытового устройства т/поселениев.

Председатель комиссии: (Ковалев) Члены комиссии: (Курдов)
(Сорокин) (Арнаутовский)


Постановление Бюро Западно-Сибирского краевого комитета ВКП(б)
г. Новосибирск 1 ноября 1933 >
Coв. секретно

По вопросу о расследовании комиссией крайкома фактов, изложенных в письме т. Величко
Заслушав сообщение комиссии о результатах расследования фак­тов, изложенных в письме ВЕЛИЧКО, бюро Запсибкрайкома пар­тии считает, что факты, приведенные в письме, в основном под­твердились.
Одновременно бюро Крайкома констатирует:
Совершенно ненормальное положение, заключающееся в том, что организации, ведающие отправкой с места формирования эше­лонов и посылкой деклассированного элемента, не озаботились сна'бдить их необходимым с места отправления до Томска (про довольствие, обмундирование). Люди прибывали в край полуго­лодные, истощенные, зараженные инфекционными болезнями (тиф, и др.), по пути следования не производилось достаточной сани­тарной обработки, зачастую с поездов снимались трупы.
Наряду с этим среди отправленных контингентов имелось ряд лиц, неправильно высланных.
Сиблаг, имея уже в феврале указание от ГУЛАГа о вселении в Западно-Сибирский край деклассированного городского элемен­та, при поставлении плана распределения не учет специфических особенностей этого контингента, не перестроил своей работы с учетом особенностей приема и обслуживание его, не ориентировал периферию на подготовку к приему деклассированного элемента, не установил особого режима, особенно в части снабжения быто­вого устройства, в отличие от условий проведения операций по выселению, трудпоселенцев (кулаков), а также не поставил чет­кого оперативного контроля проверки исполнения своих указаний районными комендатурами.
Руководство Сиблага, в апреле м[еся]це поставленное уже перед фактом прибытия первых партий деклассированных и др. элементов в Томскую пересыльную контору (до 20 тысяч человек) и зная о состоянии прибывших, особенно деклассированного эле­мента (физическое истощение, слабосилие, отсутствие одежды, обу­ви, предметов домашнего обихода), не предприняло достаточных мер к мобилизации имеющихся ресурсов в системе Сиблага, к обработке состава деклассированных, чтобы при дальнейшем сле­довании в северные районы для расселения деклассированные могли бы это совершить в более удовлетворительном состоянии.
Наряду с этим со стороны уполномоченного Сиблага по На­рымскому округу т. Белокобыльского, коменданта Томского пере­сыльного пункта Кузнецова, коменданта Александро-Ваховскон комендатуры Цепкова не было принято достаточных мер к подго­товке к правильному формированию эшелонов, снабжению, также их продвижению до места, назначения и устройству. Не было при­нято никаких мер к прекращению совершенно недопустимого, издевательского обращения со стороны охраны. Не установили должной дисциплины среди т/п*, допустив избиение, мародерство, проявляемое частью деклассированных.

Совершенно недопустимую, преступную практику обслуживания т/п Александровской комендатурой в лице коменданта Фро-вова, который допустил, что при наличии на складах части обмун­дирования, некоторых запасов продовольствия на поселках, даже больные были раздеты, не получали необходимого питания и об­щее обслуживание как больных, так и остальных людей ^ было поставлено в такие условия, которые способствовали дальнейшему истощению, повышенной заболеваемости и смертности.
Томский Рупвод*, предоставляя баржи для перевозки кара­ванов, не принял никаких мер к оборудованию их по правилам, установленным для людских перевозок, вследствие чего люди бы­ли поставлены в нечеловеческие условия (отсутствие кипятка, ве­дер, нар и т. п.).
Александровский райком и Нарымский окружном партии несмотря на то, что им было известно о положении и событиях на острове Назино, не проявили достаточной политической насто­роженности, не взяли под неослабный контроль и наблюдение работу комендатуры и ее участников, не проконтролировали ход дальнейшего расселения и устройства деклассированных элементов.
Совершенно недопустимое, благодушное отношение со сторо­ны ряда районных, окружных работников и аппарата Сиблага: принятые ими меры были совершенно недостаточны; не был по­ставлен на должную принципиальную высоту вопрос об изжитии тяжелого положения, что привело к тому, что вплоть до приезда комиссии на всех участках продолжалась заболеваемость, смерт­ность и факты грубого, издевательского отношения со стороны комендантов и охраны.
Все это явилось следствием того, что руководство Сиблага и районных комендатур недооценило политической важности, не учло всех трудностей, связанных с проведением операции - по вы­селению деклассированного элемента, провело эту операцию фор­мально-бюрократическими методами, не проявив соответствующей бдительности, инициативы, исходя исключительно из старой прак­тики вселения кулаков, которая ни в коем случае не могла быть применена к расселению деклассированного элемента.
Бюро крайкома ВКП(б) постановляет:
Принять к сведению, что ПП ОГПУ** и руководством СИБЛАГа (т. Горшков и Долгих) принят ряд мер, направленных к улучшению материально-бытового положения нового поселения Александро-Ваховской комендатуры — заброшены медикаменты, об­мундирование, дополнительные ресурсы питания, посланы допол­нительно работники аппарата и медперсонал.
Принять к сведению, что Нарымским окружным комитетом ВКЩб) также принят ряд мероприятий, содействующих органам Сиблага в деле хозяйственно-бытового обслуживания т/п.
За отсутствие должной распорядительности в деле органи­зации расселения деклассированного элемента, неприятие мер к обслуживанию в необходимой мере деклассированного элемента как при этапировании, так и в местах расселения, за отсутствием постановки должного контроля н проверки исполнения указаний руководства Сиблага периферией, за замазывание и недостаточно правильную, информацию Крайкома партии и других органов об истинном положении с расселением в комендатурах деклассирован ного элемента начальнику управления Сиблага т. Горшкову объ­явить строгий выговор с предупреждением.
Пом. нач. Сиблага т. Долгих, руководивший непосредственно проведением всей операции, заслуживает более сурового партий­ного взыскания, но учитывая, что т. Долгих имеет ряд крупнык революционных заслуг, а также его прошлую большую, положи­тельную работу по расселению т/п, ограничиться объявлением строгого выговора с предупреждением.

Уполномоченного Сиблага по Нарымскому округу Белоко­быльского за допущенную бездеятельность, очковтирательство, не­распорядительность из партии исключить, с работы снять, предать суду.
За полную неподготовленность при приемке каравана де­классированных элементов, за издевательство над т/п, за несвое­временную сигнализацию соответствующим организациям о поло­жении на острове Назино и в поселках районного коменданта Александровской комендатуры Цепкова из рядов партии исклю­чить и принять к сведению, что он ПП ОГПУ отдан под суд.
За полнейшую нераспорядительность в деле снабжения де­классированного элемента, а также и обслуживания их на засе­ленных участках коменданта Александро-Ваховской комендатуры Фролова из партии исключить, с работы снять и отдать под суд.
За преступно-формальное отношение к делу содержания т/п на переселенческой базе и к организации каравана, отправляемого в Александро-Ваховскую комендатуру, коменданта Томской комен­датуры Кузнецова из рядов партии исключить и принять к све­дению, что он ПП ОГПУ отдан под суд.
Поручить ПП ОГПУ привлечь к судебной ответственности нач. каравана т/п Колубаева.
Принять к сведению решение Бюро Нарымского ОК о на­ложении партийного взыскания на бюро Александровского РК ВКЩб).

Указать бюро Нарымского ОК ВКЩб) на то, что с его стороны не было принято должных мер по установлению контроля и проверки деятельности Александровской комендатуры в деле материально-бытового устройства т/п.
Поручить краевому прокурору т. БАРКОВУ привлечь к судебной ответственности работников Рупвода, виновных в безоб­разном отношении к оборудованию барж для каравана т/п.
Предложить ПП ОГПУ и Сиблагу установить на зимний период систематический контроль и проверку за дальнейшим уст­ройством деклассированного элемента по комендатурам севера и материально-бытовым, особенно медицинским обслуживанием.
Поручить ПП ОГПУ и краевой прокуратуре продолжать работу по проверке по всем комендатурам заявлений о непра­вильно высланных т/п нового поселения.
Указать т. т. Алексееву и Баркову, что со стороны аппа­ратов ПП ОГПУ и прокуратуры не было осуществлено достаточ­ного контроля и проверки за деятельностью Сиблага,
Предложить т. Алексееву усилить руководство оперативной деятельностью Сиблага по т/п, проверить руководящий состав Сиблага и комендатур, отстранить непригодных.
Поручить т. Алексееву и отделу кадров подобрать работников для усиления состава районных и поселковых комендатур.
Предложить т. Баркову усилить наблюдение прокуратуры за соблюдением всех законов в отношении т/п.
Поручить т. Баркову и отделу кадров укрепить состав проку­рорских работников Нарымского и Тарского округов.
Признать, что деклассированные элементы непригодны к освоению севера.
Предложить т. Алексееву поставить вопрос перед ОГПУ о пол­ном прекращении присылки деклассированных элементов для т/по­селения и о вывозе с севера с открытием навигации деклассиро­ванных элементов, а также разработать порядок их дальнейшего устройства.
В целях лучшего обслуживания и управления т/поселенца­ми считать необходимым выделение из системы Сиблага самостоя­тельного управления по делам т/п.
Поручить т. Алексееву поставить этот вопрос перед коллегией ОГПУ
Одновременно поставить вопрос перед ЦК и Совнаркомом о передаче части мелкосидящего флота севера в системе Оби и Иртыша в ведение управления т/п.
Для рассмотрения и разработки вопросов, связанных с улуч­шением дела обслуживания и расселения т/п, создать комиссию крайкома и крайисполкома в составе т. т. Рещикова (председа­тель), Алексеева, Баркова и Ковалева.
Просить коллегию ОГПУ о расследовании привлечения к ответственности организаций и лиц, допустивших незаконное дей­ствие в деле выселения лиц, неподпадающих под действие поста­новления правительства от 20/IV—1933 г., и безобразного отно­шения к снабжению этапируемых в Запсибкрай т/п.
Просить коллегию ОГПУ об укреплении руководства Сиб­лага.


Источник:Шишкин В.И. Остров смерти // Сибирские огни. Новосибирск, 1993. № 5–6. С. 86–114.
Tags: 1933 г., ГУЛАГ, Назино, спецпереселенцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments