Представляю Вашему вниманию несколько примечательных(на мой взгляд) документов из фонда ГУЛАГа от 1937-1938 гг, отражающий несколько психоделический, с моей точки зрения, хозяйственный сюжет.
Все документы по традиции публикуются впервые.
Фигуранты сюжета:
1.
Заместитель наркома внутренних дел Союза ССР старший майор государственной безопасности С.Б.Жуковский.
2.
Начальник ГУЛАГа НКВД СССР, дивинтендант И.И.Плинер.
3.Начальник Темниковского исправительно-трудового лагеря(ТЕМЛАГа НКВД СССР) М.Л.Долин.
4.Президиум Атюрьевского Райисполкома ВКП(б) МАССР.
Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.17.Л.283.
Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.17.Л.286
Положительный ответ начальника Темниковского ИТЛ Долина, все лучшее детям:
Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.17.Л.285.
И наконец, завершение истории. Лагпункт концентрационного лагеря трансформируется в лагерь пионерский.
Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп.1.Д.17.Л.289.
Nota bene: Уверен, что как всегда, в комментах материализуются люди с искренним негодованием задающие риторические вопросы :"А что, собственно, такого? Ну пионерский лагерь, ну концентрационный. Скажите спасибо товарищу Плинеру, лагерное ведомство заботиться о детях в духе Макаренко".
Вообще я все могу понять, но тут есть один небольшой нюанс: собственно, сам Темлаг НКВД, так называемый лесной лагерь, который являлся в мирные 1930-е едва ли не самым смертоносным лагерем в масштабах всего ГУЛАГа(где-то в одной когорте со Свирьлагом и Сазлагом). Для более ясного изложения моей позиции придется дать небольшой экскурс о том, чем являлся Темлаг в 1930-е годы в санитарном отношении.
Дело в том, что Темниковский ИТЛ в 1933-1937 гг. занимал прочное первое место(иногда второе-третье) в печальном первенстве среди лагерей по уровню заболеваемости и смертности среди заключенных. Данная особенность прямо следовала из производственного профиля лагерного управления: лесозаготовительные работы( рубка, корчевка, трелевка, сплав леса) даже по отнюдь негуманным меркам самого ГУЛАГа считались самыми тяжелыми и изматывающими. Официальные нормы питания,принятые в ГУЛАГе(особенно для тех кто не выполнял нормы выработки, а им в соответствии со специфической гулаговской схемой урезалась и так недостаточная пайка) не покрывали энергозатраты заключенных, занятых на лесозаготовках, что вызывало стремительное истощение организма и скорую гибель.
Существовал даже неформальный термин "зеленый расстрел" по отношению к арестантам, попавшим в лесные лагеря.
Официально зарегистрированная смертность в Темлаге НКВД СССР в 1933-1938 гг.:
Абсолютные показатели Относительные показатели
1933 4578 14,8%(в катастрофическом 1933 году в Темлаге погибает каждый 6 заключенный от среднегодового состава. Этот показатель во
много раз превышал смертность сопоставимых возрастов в свободном населении СССР в).
1934 1386 4,89%( Этот показатель почти в пять раз превышал смертность сопоставимой половозрастной когорты на воле)
1935 2908 11,03%( в мирном не голодном 1935 году в Темлаге погибает каждый десятый заключенный от среднегодового состава, смертность в Темлаге в этот год в 11 раз выше, чем у сопоставимых возрастов в СССР в этот же период).
1936 1457 7,55%(данный коэффициент смертности в 7 с половиной раз выше, чем у сопоставимых возрастов в свободном населении)
1937 1352 6,34%( Индекс смертности Темлага в 6 раз выше, чем у сопоставимых возрастов)
1938 571 2,73% (Зарегистрированная смертность в Темлаге падает, все равно оставаясь аномально высокой, почти в три раза превышая аналогичные показатели среди свободных граждан СССР)
Источник: ГА РФ.Ф.9414.Оп 1с.Д.2740.
В 1939-1940 гг. смертность в Темлаге опять обретает устойчивую тенденцию к повышению.
Важно подчеркнуть, что мы здесь ретранслируем официально зарегистрированную статистику смертности из отчетности САНО(санитарного отдела) ГУЛАГа. Реальная смертность в Темлаге была выше: в эти данные не входили так называемые "актированные" заключенные, "больные неизлечимым недугом", которых лагерная администрация каждый год выбрасывала("разгружала"- специфический гулаговский жаргонизм) умирать за порог лагеря в соответствии с 458 статьей УПК, чтобы "доходяги" не портили официальную отчетность. Однако, парадоксальность конкретно лесных лагерей заключается в том, что даже с "актированием", позволяющим занижать показатели смертности, официальная статистика лесозаготовительных лагерей в некоторые годы все равно зашкаливала куда выше спущенных сверху допустимых норм- слишком тяжелым был труд по лесозаготовкам. Лесные лагеря относились именно к тому сегменту ГУЛАГа, где скрывать тяжелое положение заключенных было куда сложнее даже с ухищрениями.
Ну вот в лагпункт такого места и въехали ничего не подозревающие пионеры.